Формирование универсальных учебных действий (УУД) Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Цели занятия: дать определение термину «универсальные учебные действия» (УУД); дать определение термину «универсальные учебные действия» (УУД); рассмотреть способы проектирования универсальных учебных действий. рассмотреть способы проектирования универсальных учебных действий.
Задачи занятия: познакомиться с понятием термина «универсальные учебные действия»; познакомиться с понятием термина «универсальные учебные действия»; раскрыть виды и возрастные особенности развития УУД у учащихся младших классов; раскрыть виды и возрастные особенности развития УУД у учащихся младших классов; познакомиться с функциями УУД; познакомиться с функциями УУД; рассмотреть критерии оценки сформированности УУД; рассмотреть критерии оценки сформированности УУД; определить место УУД в образовательной программе начальной школы. определить место УУД в образовательной программе начальной школы.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно-морального выбора.
Виды универсальных учебных действий: В соответствии с ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока УУД: 1.личностный; 2.регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3.познавательный; 4.коммуникативный.
Личностные действия Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами, умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности выделяют три вида личностных действий: личностное; личностное; профессиональное; профессиональное; жизненное самоопределение. жизненное самоопределение.
Регулятивные действия: целеполагание; целеполагание; планирование; планирование; прогнозирование; прогнозирование; контроль; контроль; коррекция; коррекция; оценка; оценка; саморегуляция. саморегуляция.
Познавательные универсальные действия: общеучебные; общеучебные; логические; логические; постановка и решение проблемы. постановка и решение проблемы.
Коммуникативные действия: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций учеников, способов взаимодействия; Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций учеников, способов взаимодействия; Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Решение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; Решение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Коммуникативные действия: Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Функции универсальных учебных действий: 1.обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 2.создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Критерии оценивания личностных универсальных действий Личные УД Основные критерии оценивания Типовые диагностические задачи для учащихся 6,5 – 7 лет 9 – 10 лет Самоопределение Внутренняя позиция школьника - Положительное отношение к школе; Чувство необходимости учения; Чувство необходимости учения; Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; Методика «Беседа о школе» (модифицирова нный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина,А.Л.Венгера)
Самооценка Когнитивный компонент (дифференциров анность, рефлексивность) Когнитивный компонент (дифференциров анность, рефлексивность) Регулятивный компонент Регулятивный компонент Когнитивный компонент: Широта диапазона оценок; Широта диапазона оценок; Обобщенность категорий оценок; Обобщенность категорий оценок; Представленность в Я-концепции социальной роли ученика; Представленность в Я-концепции социальной роли ученика; Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; Методика «Кто Я?» (М.Кун). Методика «Хороший ученик»
Самоопределение Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; Осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». Осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». Регулятивный компонент: - Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха
Смыслообразование Мотивационн ая учебная деятельность Сформированность познавательных мотивов; Сформированность познавательных мотивов; Интерес к новому; Интерес к новому; Интерес к способу решения и общему способу действия; Интерес к способу решения и общему способу действия; Сформированность социальных мотивов; Сформированность социальных мотивов; Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; Сформированность учебных мотивов; Сформированность учебных мотивов; Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельности Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельности «Незавершенн ая сказка». «Беседа о школе» (модифициров анный вариант Т.А.Нежновой Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера Шкала выраженнос ти учебно- познаватель ного интереса (по Г.Ю.Ксензо вой). Опросник мотивации.
Место универсальных учебных действий в образовательной программе начальной школы Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» - в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.
Значение УУД для успешности обучения в начальной школе. УУД Результаты развития УУД Значение УУД для обучения Личностные действия: смыслообразование, смыслообразование, самоопределение. самоопределение. Регулятивные действия Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности. Формирование рефлексивной адекватной самооценки. Создание возможностей обучения в зоне ближайшего развития ребенка. Формирование адекватной оценки учащимися границ «знания» и «незнания». Обеспечение высокой самоэффективности в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные. Функционально- структурная сформированность учебной деятельности. Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Достижение высокой успешности в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. Коммуникативные (речевые), регулятивные Формирование внутреннего плана действия Развитие способности действовать в уме, «отрывать» слово от предмета; достижение нового уровня общения.
Коммуникативные, регулятивные. Развитие рефлексии – осознания учащимся содержания, последовательности и освоения действий. Формирование осознанности и критичности учебных действий.
Рекомендации 1.Необходимость выделения цели формирования УУД, 1.Необходимость выделения цели формирования УУД, 2.Поэтапная отработка универсальных УУД. 2.Поэтапная отработка универсальных УУД. 3. Определение связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделение предметных дисциплин, наиболее адекватных (благоприятных) для формирования конкретных видов УУД. 3. Определение связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделение предметных дисциплин, наиболее адекватных (благоприятных) для формирования конкретных видов УУД.
УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать новые условия для такой деятельности.Важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно- образовательную среду.Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно- образовательную среду.
1 класс Характеристика результатов формирования УУД Характеристика результатов формирования УУД
Личностные УУД. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
Познавательные УУД 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные УУД 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. 4. Участвовать в паре.