Ключевые слова в его творчестве – совесть и память
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году, за 4 года до начала Великой Отечественной войны. Распутин так писал о себе:" Родился я в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я- коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал... Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, -ей забот, сколько помню, всегда хватало." В суровых сибирских краях прошло детство и юность Распутина.В детстве он жил в небольшой деревне Аталанке на берегу Ангары. Когда началось строительство Братской ГЭС, деревня была перенесена на берег Братского моря, а место, где была деревня,оказалось затоплено. Писатель часто вспоминал о своей малой родине, оказавшейся на дне Братского водохранилища. Много лет спустя Распутин напишет повесть"Прощание с Матерой",наполненную горькими размышлениями о судьбе мира, о столкновении научно-технического прогресса с традиционной крестьянской культурой. В молодости Распутин готовился стать учителем, но начал сотрудничать в газетах, писать статьи, рассказы. Особенно были известны его очерки о молодых участниках великих строек Сибири. Постепенно главной темой произведений Распутина становится судьба родной земли и людей, живущих на этой земле.В1973 году Распутин пишет один из лучших своих рассказов-"Уроки французского". "Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. -Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня".
Лидия Михайловна Молокова Настоящая учительница В.Г. Распутина - прототип героини рассказа "Уроки французского"
План рассказа 1.«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска» (Одиночество мальчика) 2. «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня». 3. «Но больше всего подгонял голод. Снова избили. нужен был рубль уже не на молоко, а на хлеб». (Драка) 4. «Я шел туда как на пытку» (Занятия французским языком) 5. «Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите». (Игра в «замеряшки») 6. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они». (Лидия Михайловна уехала)
Запомни Автобиография - описание своей жизни Тема - круг жизненных явлений, которые отобрал писатель для своего произведения, то, что положено в основу художественного произведения Идея - главная мысль произведения Рассказ - жанр эпоса, небольшое по объему произведение, посвященное отдельному событию из жизни героя Портрет - описание внешности персонажа в литературном произведении Антитеза - противопоставление
В какое время происходит действие рассказа? Зачитайте приметы времени из рассказа. Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его? Что значит признание мальчика:" Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы"? Какие черты характера проявились в борьбе с этими трудностями? Найдем в эпизоде, который начинается словами" Однажды, еще в сентябре...". описание полянки, где играли в "чику". Какое значение имеет эта пейзажная зарисовка?
1-я группа Как учительница выясняет, что случилось с героем? Какие чувства испытывает герой? Какие качества героя проявляются в этом эпизоде? Каким вам представляется директор? Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? Как описывает ее автор?
2-я группа Почему герой нарушает слово не играть на деньги? Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? Какие черты характера проявляет герой? Почему Лидия Михайловна решилась на игру в "замеряшки" со своим учеником?
Основные черты героя ЖАЖДА ЗНАНИЙ НРАВСТВЕННАЯ СТОЙКОСТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ЧЕСТНОСТЬ УПОРСТВО СМЕЛОСТЬ ВОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Учительница Умная и красивая «Особенное, какое-то сказочное существо» «Человек необыкновенный, не похожий на всех остальных» «Учительница… загадочного французского языка» СМЕЛОСТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ЧЕСТНОСТЬ ДОБРОТА МИЛОСЕРДИЕ ЧУТКОСТЬ ЩЕДРОСТЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ
ДОБРО - ВЕЧНАЯ ЦЕННОСТЬ!
«Почему рассказ называется Уроки французского? В чем смысл этого произведения?» «ПРЕСТУПЛЕНИЕ ли поведение Лидии Михайловны?»
Тот, кто сеет зло, пожинает раскаянье Саади Если не хочешь знать страха, не чини зла. Кабус Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх. Сенека Жизнь злых людей полна тревог. Дидро Ни один злой человек не бывает счастлив. Ювенал
Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. Л.Толстой Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе. В.А. Сухомлинский Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н. Толстой Чтобы поверить в добро, надо начать делать его Л.Н. Толстой
Иди дорогою добра! Уроки французского- уроки доброты