МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПЬЕСЫ Л.РАЗУМОВСКОЙ «ДОМОЙ!..» Автор : Селезнева Татьяна Алексеевна, ученица 9 класса Научный руководитель : Медведева Елена Георгиевна, учитель русского языка и литературы Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее-2012» МАОУ СОШ 91
КЛЮЧЕВЫЕ МОТИВЫ
В существующих условиях проблема изучения мотивной организации художественного пространства пьесы Л. Разумовской « Домой !..» не получила должного рассмотрения, что объясняет актуальность
Цель анализ доминирующих мотивов пьесы Людмилы Разумовской « Домой !..»
Задачи : 1. изучить литературный термин « мотив », осмыслить его роль в структурной организации текста ; 2. обозначить мотивную структуру пьесы Л. Н. Разумовской « Домой !..»; 3. охарактеризовать героев как носителей философии доминирующих мотивов ; 4. исследовать поэтику заглавия пьесы Л. Разумовской. 5. выявить и проанализировать характеристики мотива дома и дна ;
Практическая новизна мотивная организация пьесы Л. Н. Разумовской « Домой !..» не рассматривалась в рамках мотивного анализа драматического произведения
Предмет исследования мотивная организация пьесы Л. Н. Разумовской « Домой !..» Объект исследования пьеса Л. Н. Разумовской « Домой !..»
Гипотеза реалистическое звучание антиподов : мотив дома и мотив дна способствует раскрытию идейного содержания произведения, где данные мотивы являются художественными образами и сюжетообразующими компонентами
Методы исследования мотивный анализ, классификация, сопоставление, структурно - типологический Материал исследования пьеса Л. Н. Разумовской « Домой !..», литературоведческие работы Б. Гаспарова, А. Веселовского, И. Силантьева, Л. Мелетинского.
Содержание : Введение Мотив как литературный феномен Мотивная структура пьесы « Домой !..» Поэтика заглавия пьесы Анализ основных мотивов пьесы Заключение Список литературы Приложения
Мотивная структура – концептуально значимая конструктивная связь повторяемых и варьируемых элементов текста, сообщающая ему неповторимую поэтику
Мотивные комплексы : o Мотив дома – заявлен в названии o Мотив бездомья – сироты, скитающиеся по подвалам o Мотив дна – Рваный, Хуля o Мотив пути – Венька - монах o Мотив греха – беременность Таньки Рыжей, ее кремирование, убийство Марка, распятие Веньки - монаха, отнимание денег на храм у Веньки, самоубийство Жанны
o Мотив искушения – Черный ангел предлагает Жанне спрыгнуть с дома – то есть подталкивает на самоубийство, Жанна выбирает : жизнь на улице или с Рваным в ее квартире o Мотив христианский – легенда, рассказанная Венькой, молитвы, финальная сцена молитвы, упоминание библейских героев : Блудница Вавилонская, Сергий Радонежский, Царство небесное новопреставленной Татиане, Светлый ангел и Темный ангел и др.
ДОМОЙ
дом антидом || V конфликт
Предметный мир жилища Бытописательное значение Символический смысл в драматическом произведении через ремарки
подвал нежилого дома « как трупы » Дом
дом прошлоебудущее Близнец Венька-монах Жанна мечтавоспоминания Фома Танька рыжая
ГЕРОИ: Танька Рыжая Жанна Фома Венька-монах || V КОНЦЕПЦИЯ
Танька Рыжая Сказка о принцах и принцессах Компактное уютное место (суффикс ИК) образ жизни («сижу» )
Жанна Лексика Я домой хочу», «Домой!», «Мы дома?», «Я так хочу домой!» …. «Марш из моего дома!»
Фома
Венька-монах
Заглавие дом (функции) Организатор композиционной структуры Распределение смысловых акцентов
Выводы : 1.Мотивная структура изучаемой пьесы сложна, неоднозначна : мотивы дома, дна, пути, бездомья, греха, искушения и христианский нашли отражение в пьесе. 2.Заглавие дом имеет несколько функций, главные из которых : регулятор распределения смысловых акцентов и организатор композиционной структуры 3.Герои пьесы рассматривают дом как сказку, как детство, как мечту и как храм. В этом и заключается сакральность данного образа. 4.С одной стороны, мотив дома в пьесе противопоставлен мотиву дна, с другой – мотивы развиваются параллельно.
Перспективы работы: анализ мотива дна в произведениях Л.Разумовской «Домой!..», М.Горького «На дне» и К.К.Сергиенко «До свидания, овраг!».
МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПЬЕСЫ Л.РАЗУМОВСКОЙ «ДОМОЙ!..» Автор : Селезнева Татьяна Алексеевна, ученица 9 класса Научный руководитель : Медведева Елена Георгиевна, учитель русского языка и литературы Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее-2012» МАОУ СОШ 91