Проект «Школа молодых родителей» Разработчик: Чалкина А.Н.
Актуальность проблемы Д етский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы ДОУ зависит уровень педагогической компетентности родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Д етский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы ДОУ зависит уровень педагогической компетентности родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Постановка проблемы Ребёнку дошкольного возраста сложно самостоятельно войти в социальную жизнь и здесь «спасает» ребёнка семья, постепенно приобщая его к социальной жизни путём поэтапного расширения кругозора и опыта. Ошибаясь в деле воспитания, взрослые наносят урон своим детям, а ошибки, совершаемые родителями, к сожалению, не всегда поправимы. Учитывая это, педагогам- профессионалам необходимо помочь родителям в повышении их педагогической компетентности.
Цель: Разработка программы для создания единого образовательного пространства (ЕОП), предполагающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всём протяжении дошкольного детства ребёнка.
Задачи: 1. Составить социально-педагогический портрет семей, включенных в проект; 2. Определить цели и задачи воспитания дошкольников для всех субъектов единого образовательного пространства; 3. Разработать согласованные требования, предъявляемые к ребёнку в семье и в ДОУ; 4. Разработать конкретные мероприятия по решению проблем воспитания дошкольников.
Гипотеза проекта Разработанная нами программа совместной продуктивной деятельности педагогов ДОУ и молодых родителей будет способствовать повышению педагогической компетентности родителей при создании единого образовательного пространства.
Этапы реализации проекта: I. Подготовительный. Изучение семей воспитанников: анкетирование, тестирование, беседы, наблюдения. Определение направлений работы, конкретных мероприятий по созданию ЕОП. Изучение семей воспитанников: анкетирование, тестирование, беседы, наблюдения. Определение направлений работы, конкретных мероприятий по созданию ЕОП.
II. Этап реализации. Направления : Направления : 1. Установление доверительно-деловых контактов между педагогом ДОУ и родителями дошкольников: создание у себя и трансляция родителям положительного образа ребёнка; создание у себя и трансляция родителям положительного образа ребёнка; знакомство родителей с особенностями ребёнка в социальной среде; знакомство родителей с особенностями ребёнка в социальной среде;
сформировать у родителей установку на сотрудничество; сформировать у родителей установку на сотрудничество; предоставление возможности родителям проявить свою готовность к сотрудничеству; предоставление возможности родителям проявить свою готовность к сотрудничеству; вызвать потребность в исследовании своего ребёнка; вызвать потребность в исследовании своего ребёнка; изучение и формирование личности ребёнка. изучение и формирование личности ребёнка.
2. Обмен информацией между педагогом и родителями: 2. Обмен информацией между педагогом и родителями: определение актуальных установок родителей; определение актуальных установок родителей; воздействие педагога на негативные установки родителей; воздействие педагога на негативные установки родителей; понимание и принятие родителями новых позиций. понимание и принятие родителями новых позиций.
3. Использование невербальных средств общения в работе педагога ДОУ с родителями воспитанников: язык внешнего вида педагога (мимика, жесты, поза, телодвижения); язык внешнего вида педагога (мимика, жесты, поза, телодвижения); визуальное взаимодействие или контакт глаз; визуальное взаимодействие или контакт глаз; интонация голоса. интонация голоса.
Формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей по созданию ЕОП: родительское собрание; родительское собрание; тематические консультации; тематические консультации; информационный стенд; информационный стенд; газета для родителей; газета для родителей; дни открытых дверей; дни открытых дверей; тематические выставки; тематические выставки; записки; записки; дневники; дневники; экскурсии, походы; экскурсии, походы; вечер вопросов и ответов; вечер вопросов и ответов; мастерские; мастерские; визиты в группу; визиты в группу; поручения; поручения; клубы; клубы; досуговая деятельность. досуговая деятельность.
III. Аналитико-рефлексивный На данном этапе осуществляется экспертиза разработанной программы по созданию ЕОП практикующими специалистами и определяются мероприятия по ее внедрению: анкетирование, опросы; анкетирование, опросы; совещание, тематические встречи; совещание, тематические встречи; «информационная корзина»; «информационная корзина»; отзывы педагогов и родителей. отзывы педагогов и родителей.
Ожидаемый результат: 1. Программа повышения педагогической компетентности родителей; 2. Создание единого образовательного пространства в ДОУ.
Благодарю за внимание!