ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Разработчик проекта: учитель начальных классов МОУ «СОШ 61» Г. Чебоксары Шилина Елена Васильевна Шилина Елена Васильевна
«Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни» "Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга" В.А. Сухомлинский «Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни» "Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга" В.А. Сухомлинский
Проблема: дети не хотят читать книги Социальная значимость проблемы: не читающие дети в среднем и старшем звене. Их адаптация во взрослой жизни.
Основополагающий вопрос: Как пробудить интерес к чтению? Как пробудить интерес к чтению? Как сделать, чтобы интерес к чтению не угасал? Как сделать, чтобы интерес к чтению не угасал? Цель проекта: Поиск путей развития у учащихся младших классов интереса к книге и стремления к самостоятельному чтению
Этапы работы: Этапы работы: Постановка целей и задач проекта Постановка целей и задач проекта Изучение методической литературы по данной проблеме Изучение методической литературы по данной проблеме Систематизация личного опыта работы и опыта работы учителей начальной школы по данной проблеме Систематизация личного опыта работы и опыта работы учителей начальной школы по данной проблеме Разработка и организация занятий, способствующих реализации проекта Разработка и организация занятий, способствующих реализации проекта Защита полученных результатов Защита полученных результатов
Задачи проекта: Обучение навыкам чтения Обучение навыкам чтения Формирование умения эмоционально- творческого чтения Формирование умения эмоционально- творческого чтения Развитие у учащихся потребности в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования Развитие у учащихся потребности в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования
Принципы построения проекта: природосообразности – учета типологических психологических особенностей детей 7-10 лет. Исходя из этого, разработан концентрический принцип подбора детских литературных произведений; природосообразности – учета типологических психологических особенностей детей 7-10 лет. Исходя из этого, разработан концентрический принцип подбора детских литературных произведений; – преемственности и перспективности, подчеркивающих пропедевтическое значение начальных навыков чтения и интереса к нему для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующих межпредметные и внутрипредметные связи; – преемственности и перспективности, подчеркивающих пропедевтическое значение начальных навыков чтения и интереса к нему для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующих межпредметные и внутрипредметные связи; – интеграции теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определяет практическую направленность проекта, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций; – интеграции теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определяет практическую направленность проекта, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций;
Принципы построения проекта: коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников представлений о возможностях литературы как науки, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий, осознанное оперирование ими; коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников представлений о возможностях литературы как науки, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий, осознанное оперирование ими; – интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств литературного чтения для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических навыков; – интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств литературного чтения для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических навыков; – вариативности, предполагающий развитие у младших школьников умения осуществлять осознанный самостоятельный выбор книг для чтения среди нескольких предложенных – вариативности, предполагающий развитие у младших школьников умения осуществлять осознанный самостоятельный выбор книг для чтения среди нескольких предложенных
Теоретические основы проекта: исследования о причинах нарушения чтения у детей, о методах устранения этих нарушений; исследования о причинах нарушения чтения у детей, о методах устранения этих нарушений; - методика развития зрительного восприятия текста, тренировка памяти внимания; - методика развития зрительного восприятия текста, тренировка памяти внимания; - методика обучения скорочтению; - методика обучения скорочтению; - система заданий, направленная на формирование умений смысловой обработки текста; - система заданий, направленная на формирование умений смысловой обработки текста; - система упражнений на развитие восприятие текста - система упражнений на развитие восприятие текста
Цель: формирование у учащихся навыков чтения без насилия над ребенком на основе постоянного роста интереса к чтению Формирование навыков чтения – развитие процессов: Восприятие Внимание Память Осмысление
Упражнения на развитие техники чтения учащихся На развитие восприятия текста На развитие восприятия текста - Нахождение слова, идентичного тому, которое расположено в начале строки - Нахождение слова, идентичного тому, которое расположено в начале строки Мак/маг мак мат мал смак бак мак лак мак рак так Мак/маг мак мат мал смак бак мак лак мак рак так - Чтение с карточкой или карточкой с прорезями - Чтение с карточкой или карточкой с прорезями На повышение уровня внимания На повышение уровня внимания - Найти среди буквенного набора слова: - Найти среди буквенного набора слова: к н о с л и к п р с л о н т д к в о л к м и т к н о с л и к п р с л о н т д к в о л к м и т На развитие вербальной памяти детей На развитие вербальной памяти детей - Игры «Кто больше запомнит», «Посмотри и запомни» - Игры «Кто больше запомнит», «Посмотри и запомни» На определение смысловой структуры текста На определение смысловой структуры текста - Работа с деформированным текстом - Работа с деформированным текстом
Читательская разминка Чистоговорки или скороговорки Чистоговорки или скороговорки Шла Саша по шоссе и сосала... (сушки) Шапка да шубка - вот и наш... (мишутка) Цапля цыкнула на зайца: «Отдавили вы мне... (пальцы)» «Вспышка» - прочитай (за отведенное время) и запомни слова (предложения, текст) «Собери словечко» - из заданных букв, слогов или слов собери как можно больше новых слов: а) Директор – реки, ток, кот, диктор, рот, корт и т.д. б) Кареч – речка; палам – лампа и т.д.
Цель: знакомить учащихся с миром детской литературы, учить осуществлять целесообразный самостоятельный выбор книг для чтения Посещение школьной библиотеки Посещение школьной библиотеки Знакомство с библиотеками города Знакомство с библиотеками города Проведение уроков внеклассного чтения, праздников в библиотеке Проведение уроков внеклассного чтения, праздников в библиотеке Коллективная подписка на журнал «Игрушка» (Тетте») Коллективная подписка на журнал «Игрушка» (Тетте»)
Цель: работать над созданием и развитием «читающей» семьи Проведение тематических родительских собраний Проведение тематических родительских собраний Создание «Клуба семейного чтения» Создание «Клуба семейного чтения» Подбор книг для семейного чтения Подбор книг для семейного чтения Подготовка и проведение литературных конкурсов, викторин по прочитанным книгам Подготовка и проведение литературных конкурсов, викторин по прочитанным книгам Оформление стенда «Советую прочитать» Оформление стенда «Советую прочитать»
Цель: приобщить детей к чтению книг через театральное искусство Развитие навыков выразительного чтения Развитие навыков выразительного чтения Театрализация прочитанных произведений Театрализация прочитанных произведений На школьной сцене ученики 2 «В» класса
полюбить книгу и процесс чтения; повысить качество чтения; развить его творческие расширить кругозор читателя; способности.
Я решила поддержать и продолжить идею Интернет - общения посредством участия в различных литературных викторинах. Для этого я пользуюсь доступной информацией таких сайтов как «Успешное чтение»,
Итоги реализации проекта Уроки рефлексии. Цель: сформировать у учащихся средства контроля и самооценки. Уроки рефлексии по чтению проводятся 1 раз в месяц. Они помогают учащимся: Уроки рефлексии по чтению проводятся 1 раз в месяц. Они помогают учащимся: Обобщить знания; Обобщить знания; Осознать свои проблемы и сложности в освоении предмета; Осознать свои проблемы и сложности в освоении предмета; Стимулировать повышение читательского уровня. Стимулировать повышение читательского уровня.
Итоги реализации проекта Высокий уровень успеваемости и качества знаний учащихся по литературному чтению Высокий уровень успеваемости и качества знаний учащихся по литературному чтению
Итоги реализации проекта Высокий интерес учащихся моего класса к чтению Высокий интерес учащихся моего класса к чтению
Итоги реализации проекта Разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг для чтения Разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг для чтения
Итоги реализации проекта Высокий уровень читательской активности учащихся (по данным школьной библиотеки и городской библиотеки) Высокий уровень читательской активности учащихся (по данным школьной библиотеки и городской библиотеки)
Использованная литература Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, 7 – с.88 Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, 7 – с.88 Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. - М.: Просвещение, 1983 Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. - М.: Просвещение, 1983 Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения». – М.: Просвещение, 1998 Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения». – М.: Просвещение, 1998 Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, 2 – с.61 Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, 2 – с.61 Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник. – М.: Школьная библиотека, 2004 Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник. – М.: Школьная библиотека, 2004 Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения». – М.: Просвещение, 1998 Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения». – М.: Просвещение, 1998 Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, 2. – с.61 Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, 2. – с.61 Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник. – М.: Школьная библиотека, 2004 Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник. – М.: Школьная библиотека, 2004