Мацкевич Анна Павловна, учитель начальных классов МОУ Сортавальского МР РК Средняя общеобразовательная школа1
«Превращение школьных занятий из уроков послушания в ряд открытий, делаемых учеником, - это то единственное, что действительно может сделать нашу истину живой, пережитой и осознанной для ребенка» (П.П. Блонский)
Стратегическая задача – выращивание самостоятельных, инициативных, ответственных молодых людей, способных ориентироваться в меняющихся социально-экономических условиях, быстро и правильно находить свое место в обществе.
Противоречие: несоответствие между поставленными целями ( овладение учащимися знаниями, умениями и навыками ) и несформированной учебной самостоятельностью младших школьников.
Самостоятельность - важнейшая черта личности, которая дает представление о стиле мышления человека, о степени его независимости ; об оригинальности подхода к выбору путей и средств решения той или иной проблемы, о развитии его воли, характера, умения управлять собой.
владеет основами умения учиться, способен сам организовать свою деятельность любознательный, любит свой край, Родину уважает и принимает ценности семьи умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию выполняет правила здорового и безопасного образа жизни
Учебная самостоятельность стремление к активной познавательной деятельности (инициатива) умение ставить цель и планировать свою деятельность умение оптимально решать учебно-познавательные задачи умение осуществлять самооценку результатов деятельности
Формирование стремления к активной познавательной деятельности (инициатива) Направление 1
Шаг 1: родительское собрание «Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?» Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
1.Не торопитесь никогда удовлетворять детскую любознательность. 2.Ставьте доступные его (ребёнка) пониманию вопросы и предоставьте ему решить их. 3.Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял. 4.Пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. 5. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения Жан-Жак Руссо
Шаг 2: беседа с учащимися Цель: выбор темы проекта Результат: выдвижение первоначальных идей Задачи: помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей; записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце Чем больше идей, тем больше выбор!
3 шаг: чем больше идей, тем больше выбор! ПРОЕКТ «Кто такие динозавры?» Что можно попробовать сделать, работая над нашей темой? 1.Узнать, что такое палеонтология и кто такие палеонтологи. 2.Найти ответ на вопрос: динозавры – это звери? 3.Узнать, все ли динозавры были кровожадными хищниками? 4.Поискать в книгах ответ на вопрос «Когда жили динозавры, и почему они исчезли?» 5.Узнать названия разных динозавров и их интересные особенности. 6.Поинтересоваться, где жили динозавры (на суше или в воде, в лесах или на болотах)? А может быть они умели летать? 7.Узнать, был ли у динозавров дом, где и как они выращивали детёнышей? 8.Поинтересоваться, какой вид динозавров был самых больших размеров, а какой - самых маленьких? 9.Представить себе, что динозавры живут и сейчас. Какие проблемы были бы у людей и у самих динозавров в наше время? 10.Узнать, какое время ученые называют Юрским периодом? 11.Нарисовать динозавра с исторической точностью. 12.Сделать поделку–динозаврика из бумаги, пластилина, других материалов. Нарисовать портрет мультяшного динозаврика. 13.Найти в книгах или самому сочинить стихотворение про динозавров. 14.А может быть вспомнишь песенку про динозаврика? Вот какой большой выбор! Выбери для себя самое интересное, то, что по душе!
Шаг 5: создание музея
Шаг 6: готовимся к защите проекта : «Наш классный музей палеонтологии» (кор.) Пробуем ответить на «загадочные» вопросы Выбираем каждый для себя самый интересный объект или вопрос Репетируем выступление
Шаг 7: защита
Результаты Формирование познавательных интересов, развитие познавательной активности; Формирование способности вступать в инициативные отношения со взрослыми, учить себя с помощью родителей и учителя; Формирование умения работать во взаимодействии со сверстниками, адекватно оценивать с вои и чужие возможности;
Развитие детской наблюдательности как средство формирования учебной самостоятельности Направление 2
Урок - инструкция «Я учусь наблюдать» Задачи урока: закрепить понятия «объекты природы» и«объекты окружающего мира» обобщить представления детей об осенних изменениях в природе показать значимость детского опыта в изучении окружающего мира развивать детское восприятие и наблюдательность учить детей слушать и слышать одноклассников и учителя развивать исследовательские мотивы в познавательной деятельности ребёнка развивать речь учащихся
узнаю размышляю наблюдаю замечаю ДЛЯ ЧЕГО? ЗА ЧЕМ? ЗА КЕМ? КАК? ПОЛУЧИЛОСЬ?
Критерии развития наблюдательности Диффузность: умение выделять свойства объекта, способности ребенка выделять большое число признаков у объекта наблюдения Самостоятельность Интерпретация: умение истолковывать увиденное в свете имеющегося опыта Интерес к деятельности наблюдения: способность проявлять деятельность наблюдения и неравнодушное отношение к ее результатам Следование инструкции
Результаты
Высокая учебная мотивация и инициатива школьников Развитие эмоционально-волевой сферы детей Формирование ЗУНов исследовательской деятельности, необходимых для дальнейшего успешного обучения в основном звене школы Итоги