Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения
l. Анкетирование учащихся и родителей 1.Конфликт – это -непонимание, расхождение во взглядах -противоречие, противоборство сторон -обсуждение вопроса с разных сторон -спор, ссора, выяснение отношений -разногласия -невоспитанность людей
2. Причиной конфликта может быть -обман, грубое поведение -всё что угодно -непонимание, разница во взглядах -упрямство, нежелание уступить -личная антипатия -несправедливость, оскорбление -любое нелепое слово, любая вещь -плохое настроение
3. Конфликт может привести к тому, что - каждому будет плохо - начнётся драка, ссора, отчуждение - придут к выводам - наступит разлад - перестанут общаться - я разревусь - можно потерять дорогого для тебя человека - к летальному исходу
4. Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть -непонимание, непонимание родителей и детей -плохое настроение -плохая учёба детей -бытовые мелочи -расхождение во взглядах, непослушание -неумение друг друга выслушать и услышать -чрезмерная серьёзность и консерватизм взрослых
5. Для того, чтобы избежать конфликт, нужно -понять ребёнка, другого человека -находить компромисс, быть терпимым -одному промолчать, уметь прощать, уступать -вовремя выяснять отношения -молчать, быть умнее, не создавать таких ситуаций -ничего не нужно -А зачем его избегать?
ll. Анкетирование учащихся 1.Ты – конфликтный человек? 2.Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения? 3.Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения? 4.Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь выводы? 5.С кем ты чаще всего конфликтуешь? 6.Что может стать поводом к конфликтной ситуации? 7.Кто первым пытается разрешить конфликт – ты или другая сторона? 8.Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте? 9.Меняется ли твоё отношение к людям, с которыми ты конфликтовал, или после того, как конфликт уладился, всё остаётся в ваших взаимоотношениях по-прежнему? 10.Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации? 11.Ты хотел бы принять участие в тренинге эффективного взаимодействия с людьми?
lll. Анкетирование родителей 1.Считаете ли вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании? 2.Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье? 3.Как вы их разрешаете? 4.Могут ли быть в школе конфликтные ситуации? 5.Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов? 6.Как вы научились выходить из конфликтов в семье? 7.Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью?
lV. Анализ и решение конфликтных ситуаций Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить, но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ – «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся». Как вы поступите в такой ситуации?
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребёнка и его самого. В доме – полный беспорядок. Ваш ребёнок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?» Ваше решение в подобной ситуации?
После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребёнка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Как поступить в такой ситуации?
V. Немного теории Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона. Уильям Линкольн Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов. От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви – километры шагов. Сенека
Vl. Причины конфликтов родителей с подростками Подростки в конфликте: 1.Кризис переходного возраста; 2.Стремление к самостоятельности и самоопределению; 3.Требование большей автономии во всём – от одежды до помещения; 4.Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье; 5.Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Родители в конфликте: 1.Нежелание признавать, что ребёнок стал взрослым; 2.Боязнь выпустить ребёнка из гнезда, неверие в его силы; 3.Проекцирование поведения ребёнка на себя в его возрасте; 4.Борьба за собственную власть и авторитетность; 5.Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребёнка; 6.Неподтверждение родительских ожиданий.
Методы выхода из конфликта. Для выхода из конфликтной ситуации можно: 1.Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других; 2.Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте; 3.Поставить себя на место другого человека; 4.Осознать право на существование иной точки зрения; 5.Быть твёрдым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.
Vll. Памятка для родителей Уважаемые папы и мамы! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
1.Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить. 2.Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен. 3.В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека. 4.Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты. 5.Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте. 6.Заставьте себя слышать доводы своего оппонента. 7.Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием. 8.Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя. 9.Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента. 10.Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.