Родительское собрание Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника Классный руководитель Кошкина Галина Фёдоровна
Иммануил Кант «Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно воспользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.»
Вопросы для обсуждения: Домашнее задание и его значение в умственном развитии школьника. Роль домашнего задания в самостоятельной работе школьника. Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.
Анкета для родителей Уважаемые родители! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой? _________________________________________________ 2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий? 3. Какие предметы требуют больших затрат времени? _________________ 4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание? 5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание? ____ 6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание? 7. Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу? 8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету? __ 9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано? ______ 10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?
Главное назначение домашнего задания: воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности; овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы; формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей; формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
По статистике, если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1 – 3 ч в неделю, их результаты соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3 – 5 ч в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.
Памятка для родителей пятиклассника Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание.
Памятка для пятиклассника Как готовить домашние задания Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы. Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос. Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету. Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений. Научись находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера. Трудный материал урока повтори в тот же день дома, чтобы сразу закрепить его и запомнить. Выполняя домашнее задание, не просто думай над тем, что надо сделать, а еще и решай, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться. Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам. Перед выполнением домашней работы убедись, что в дневнике записаны все задания. Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения убери со стола уже использованные материалы и выложи те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
В процессе приготовления домашнего задания делай небольшие перерывы. Изучая заданный материал, сначала его надо понять, а уже потом – запомнить. Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые тебе могут пригодиться. Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту. Узнавая новые понятия и явления, связывай их по смыслу с уже известными ранее. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности. Готовиться к сочинениям и докладам следует заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставляя такую ответственную работу на последний день. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков. Составляй план устного ответа и проверяй себя.
На заметку родителям Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
С наступающим Новым Годом!