ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ НА РУСИ С древности по 17 в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитание и обучение в Киевской Руси (X - Хlll вв.) Сделала: студентка первого курса Сибгатуллина Г. Группа
Advertisements

Школы в Средние века. После падения Римской империи в 476 году началось европейское Средневековье, надолго определившее пути развития образования. Границы.
Родительское собрание В МОУ СОШ пгт Новокручининский г.
Презентацию подготовила классный руководитель 9 «Б» ГОУ СШИ 24 Родина О.В.
Основы православной культуры Подготовила учитель начальных классов Юшина Т. А.
Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным.
История религий в России Урок 18 Рассказ о выборе веры на Руси Православное христианство в истории России (урок модуля «Основы мировых религиозных культур»
РЕБЁНОК В ШКОЛЕ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ШКОЛЫ ПЕРВОБЫТНЫЕ ШКОЛЫ Ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых,
Лекции по истории педагогики.. История педагогики Педагогические идеи древнего мира Средневековая педагогическая мысль Педагогические учения нового времени.
Религия и язык как явление культуры. Религия? Рели́гия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая.
СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ. МОДЕЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ С. Т. АКСАКОВА «ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА - ВНУКА»
Презентация к уроку по теме: «Домострой». «Домострой» - русский литературный памятник сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни.
«Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!..»
Богослужение общение народа с Богом. Храм дом Божий. Храм создан для молитв.
Кирилл и Мефодий Каждый год 24 мая православная церковь чествует святых апостолов Кирилла и Мефодия. Этот день посвящен этим двум ученым и просветителям-
История религий в России Материал подготовлен Чебаковой Л.П., учителем начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 40 с углубленным изучением.
Родительское собрание в 5 «Д» казачьем классе МОУ СОШ 12 МО г-к Анапа Краснодарского края Классный руководитель: Глухова Татьяна Ивановна.
Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, 34 ч в год 2012/2013 уч.год.
"Духовно-нравственное воспитание через систему образования школы"
МОУ «Новоилимская средняя общеобразовательная школа имени Н.И. Черных»
Транксрипт:

ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ НА РУСИ С древности по 17 в.

Восточные славяне

Содержание 1. Система воспитания на Руси в VI – первой половине XIII в. 2. Виды педагогической практики на Руси. 3. Основы православной педагогики ( принцип православной педагогики ; православная церковь ; « Домострой »). 4. Братские школы на Украине и в Белорусии в XVI – XVII вв. 5. Симеон Полоцкий ( ).

1. Система воспитания на Руси в VI – первой половине XIII в. Семейное воспитание от рождения до лет – попечение матери, передача элементарного опыта ; От до 7 лет – посильная работа, помощь матери ; С 7 до 14 Девочки Мальчики

Осваивали дома женские работы ( пряли, ткали, лепили горшки и пр.) Девочки

Мальчики Обучение в возрастной группе отроков. Помощь отцам в мужских работах (земледелие, с/х, животноводство). Это сопровождалось обрядом, т.к. с 7 лет мальчики переходили из женской половины в мужскую половину семьи. С 14 лет становились полноправными членами семьи.

Мальчики получали военную подготовку

Воспитание мальчиков в VII в. – XIII в. в VIIв. с VI – IX вв. в XII-XIII вв. в VI – IXвв. в X-XIII вв. Дружинников воспитывали с 12 лет, жили в спец. домах – гридницах. Это была единственная известная институализированная форма воспитания. Ремесленное ученичество, т.к. общественное разделение труда привело к отделению ремесла от земледелия. Дети племенной знати отдавались до 7-8 лет на воспитание в другую семью, подчиненную или зависимую –аталычество. Воспитание приобретало все более семейно-сословный характер и определялось общественным разделением труда. Древнерусская педагогики зарождалась при взаимодействии двух культур: языческой культуры восточных славян и христианской, книжной. Особенность педагогической мысли домонгольского периода : понимание человека как обладающего свободой воли, возможностью выбора между добром и злом

Воспитательный религиозный идеал Мыслящий Добродетельны Милосердный Совестливый Способный к постижению прекрасного Стремящийся совершенствовать мир и людей Патриот (в этом идеале доминирует патриотическое начало. Родина – высшая этическая ценность. Борьба за благо родной земли совпадает со стремлением Человека к праведной жизни).

Виды педагогической практики на Руси Система начального обучения Грамотность в Раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. Формы общественно-педагогической практики (в семье, мастерами грамоты и др.), а не совокупность регулярных учебных заведений Педагогическая мысль Иоанн Златоуст, Кирилл Туровский, Кирик Новгородский, Владимир Мономах, изборник Пчела

Поучения Иоанна Златоуста О кресном знамении О сквернословии ???

Изборник Святослава (1076) О чтении книг «полезно чтение книг каждому христианину» Каким человеку следует быть «перед старцами – молчание, перед мудрыми – послушание, с равными дружбу иметь, с младшими дружелюбное согласие. И самому вопрошать себя о помыслах, и о делах каждый день. Учить неведающих, ободрять малодушных, служить больным,а святым обмывать ноги» Слово отца к сыну Поучение богатым И пр.

Поучение Владимира Мономаха «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чему не умеете, тому учитесь… Ленность ведь всему мать.»

Иоанн Богослов Изборник Пчела «Безмолвное дело лучше бесполезного совета. Делай сказанное и не говори о сделанном.»

Святой Василий « Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и веселием входит, крепко западает в души внимающим».

2. Виды педагогической практики на Руси Училищная Профессиональная Приходская Монастырская Сословная Групповая Бытовая Индивидуальная

3. Основы православной педагогики Идеал христианской педагогики - богочеловек Иисус Христос. Воспитание важнее образования: воспитание готовит душу для жизни вечной; образование нужно для приспособления ребенка к жизни временной, к жизни на земле. Большое значение имеют в нравственном воспитании ребенка таинства: крещение, миропомазание, причащение.

Цель Воспитание трех главных составляющих человека: сердца, ума, воли. «От сердца исходят побуждения злые». Ум пробуждаясь влияет на волю. Воля связана с побуждениями. Для овладения ими необходимо В. веры, надежды, любви. Воспитания «страха Божия». В. Послушания (борьба со своеволием, баловством, капризами). Принцип православной педагогики Свобода выбора между добром и злом. Принцип свободы человека перед Богом. Высший акт веры может быть только свободным волеизъявлением человека. Значение личности в христианстве Христианство осознает огромную ценность человеческой личности. Процесс христианского воспитания не может не быть процессом роста, постепенного преображения личности в целом. Эта цель достигается только тогда, когда мы будем жить всей полнотой церковной жизни.

Православная церковь и ее задачи в деле религиозного воспитания Направления работы церкви Цели и задачи христианского воспитания Опасности и ошибки в деле христианского воспитания Главная цель и задача педагога Требования к педагогу О призвании православного учителя Христианская семья в религиозном воспитании

Первая редакция «Домостроя» составлена в Новгороде в конце 15 – начале 16 века

Содержание глав этой книги 1. Поучение отца сыну. 2. Как христианам веровать во святую Троицу и пречистую Богородицу и в крест Христов и как поклоняться святым небесным силам бесплотным, и всем честным и святым мощам. 3. Как причащаться тайнам божьим и веровать в воскресение из мертвых и Страшного суда ожидать, и как прикасаться ко всякой святыне. 4. Как всею душой возлюбить Господа и ближнего своего, страх божий иметь и помнить о смерти. 5. Как царя или князя чтить и во всем им повиноваться, и всякой власти покоряться, и правдой служить им во всем, в большом и в малом, а также больным и немощным – любому человеку, кто бы он ни был; и самому обдумать всё это. 6. Как людям почитать отцов своих духовных и повиноваться им во всем. 7. Как почитать архиереев, а также священников и монахов, во всех скорбях душевных и телесных с пользою им исповедоваться. 8. Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий – и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам. [О волхвовании и о колдунах] 9. Как всякого посещать в страдании в монастырях, больницах и в темницах. 10. Как в церкви божий и в монастыри 11. ………… Чины свадебные; о том, как князю молодому жениться – четыре статьи, четыре обряда: большой и средний и малый обряд.

4. Братские школы в Белоруссии и на Украине в вв. Создание братских школ Устав братской школы : Ректор и учителя избираются общим собранием Каждый член братства имеет право посещать школу для знакомства с работой Договор директора с родителями Требования к учителю ( негневливость, благочестие, рассудительность, кротость и пр.) Принятие детей всех сословий, содержание сирот за счет братства Школьные правила : обязательное ежедневное посещенияе, проверка домашних заданий, классное занятие – урок, Повторение в конце недели Обучение славянскому языку, грамматике, греческому, и латинскому языку, риторике, диалектике ; элементы квадрилиума ( арифметикеа геометрия, астрономия., музыка ).

5. Симеон Полоцкий ( ) « История о Варлааме и Иоасафе » Букварь Симеона Полоцкого

Симеон Полоцкий БиографияПедагогиче ские воззрения ВзглядыТруды

КОНЕЦ (А кто слушал, молодец!)