ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ НА РУСИ С древности по 17 в.
Восточные славяне
Содержание 1. Система воспитания на Руси в VI – первой половине XIII в. 2. Виды педагогической практики на Руси. 3. Основы православной педагогики ( принцип православной педагогики ; православная церковь ; « Домострой »). 4. Братские школы на Украине и в Белорусии в XVI – XVII вв. 5. Симеон Полоцкий ( ).
1. Система воспитания на Руси в VI – первой половине XIII в. Семейное воспитание от рождения до лет – попечение матери, передача элементарного опыта ; От до 7 лет – посильная работа, помощь матери ; С 7 до 14 Девочки Мальчики
Осваивали дома женские работы ( пряли, ткали, лепили горшки и пр.) Девочки
Мальчики Обучение в возрастной группе отроков. Помощь отцам в мужских работах (земледелие, с/х, животноводство). Это сопровождалось обрядом, т.к. с 7 лет мальчики переходили из женской половины в мужскую половину семьи. С 14 лет становились полноправными членами семьи.
Мальчики получали военную подготовку
Воспитание мальчиков в VII в. – XIII в. в VIIв. с VI – IX вв. в XII-XIII вв. в VI – IXвв. в X-XIII вв. Дружинников воспитывали с 12 лет, жили в спец. домах – гридницах. Это была единственная известная институализированная форма воспитания. Ремесленное ученичество, т.к. общественное разделение труда привело к отделению ремесла от земледелия. Дети племенной знати отдавались до 7-8 лет на воспитание в другую семью, подчиненную или зависимую –аталычество. Воспитание приобретало все более семейно-сословный характер и определялось общественным разделением труда. Древнерусская педагогики зарождалась при взаимодействии двух культур: языческой культуры восточных славян и христианской, книжной. Особенность педагогической мысли домонгольского периода : понимание человека как обладающего свободой воли, возможностью выбора между добром и злом
Воспитательный религиозный идеал Мыслящий Добродетельны Милосердный Совестливый Способный к постижению прекрасного Стремящийся совершенствовать мир и людей Патриот (в этом идеале доминирует патриотическое начало. Родина – высшая этическая ценность. Борьба за благо родной земли совпадает со стремлением Человека к праведной жизни).
Виды педагогической практики на Руси Система начального обучения Грамотность в Раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. Формы общественно-педагогической практики (в семье, мастерами грамоты и др.), а не совокупность регулярных учебных заведений Педагогическая мысль Иоанн Златоуст, Кирилл Туровский, Кирик Новгородский, Владимир Мономах, изборник Пчела
Поучения Иоанна Златоуста О кресном знамении О сквернословии ???
Изборник Святослава (1076) О чтении книг «полезно чтение книг каждому христианину» Каким человеку следует быть «перед старцами – молчание, перед мудрыми – послушание, с равными дружбу иметь, с младшими дружелюбное согласие. И самому вопрошать себя о помыслах, и о делах каждый день. Учить неведающих, ободрять малодушных, служить больным,а святым обмывать ноги» Слово отца к сыну Поучение богатым И пр.
Поучение Владимира Мономаха «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чему не умеете, тому учитесь… Ленность ведь всему мать.»
Иоанн Богослов Изборник Пчела «Безмолвное дело лучше бесполезного совета. Делай сказанное и не говори о сделанном.»
Святой Василий « Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и веселием входит, крепко западает в души внимающим».
2. Виды педагогической практики на Руси Училищная Профессиональная Приходская Монастырская Сословная Групповая Бытовая Индивидуальная
3. Основы православной педагогики Идеал христианской педагогики - богочеловек Иисус Христос. Воспитание важнее образования: воспитание готовит душу для жизни вечной; образование нужно для приспособления ребенка к жизни временной, к жизни на земле. Большое значение имеют в нравственном воспитании ребенка таинства: крещение, миропомазание, причащение.
Цель Воспитание трех главных составляющих человека: сердца, ума, воли. «От сердца исходят побуждения злые». Ум пробуждаясь влияет на волю. Воля связана с побуждениями. Для овладения ими необходимо В. веры, надежды, любви. Воспитания «страха Божия». В. Послушания (борьба со своеволием, баловством, капризами). Принцип православной педагогики Свобода выбора между добром и злом. Принцип свободы человека перед Богом. Высший акт веры может быть только свободным волеизъявлением человека. Значение личности в христианстве Христианство осознает огромную ценность человеческой личности. Процесс христианского воспитания не может не быть процессом роста, постепенного преображения личности в целом. Эта цель достигается только тогда, когда мы будем жить всей полнотой церковной жизни.
Православная церковь и ее задачи в деле религиозного воспитания Направления работы церкви Цели и задачи христианского воспитания Опасности и ошибки в деле христианского воспитания Главная цель и задача педагога Требования к педагогу О призвании православного учителя Христианская семья в религиозном воспитании
Первая редакция «Домостроя» составлена в Новгороде в конце 15 – начале 16 века
Содержание глав этой книги 1. Поучение отца сыну. 2. Как христианам веровать во святую Троицу и пречистую Богородицу и в крест Христов и как поклоняться святым небесным силам бесплотным, и всем честным и святым мощам. 3. Как причащаться тайнам божьим и веровать в воскресение из мертвых и Страшного суда ожидать, и как прикасаться ко всякой святыне. 4. Как всею душой возлюбить Господа и ближнего своего, страх божий иметь и помнить о смерти. 5. Как царя или князя чтить и во всем им повиноваться, и всякой власти покоряться, и правдой служить им во всем, в большом и в малом, а также больным и немощным – любому человеку, кто бы он ни был; и самому обдумать всё это. 6. Как людям почитать отцов своих духовных и повиноваться им во всем. 7. Как почитать архиереев, а также священников и монахов, во всех скорбях душевных и телесных с пользою им исповедоваться. 8. Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий – и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам. [О волхвовании и о колдунах] 9. Как всякого посещать в страдании в монастырях, больницах и в темницах. 10. Как в церкви божий и в монастыри 11. ………… Чины свадебные; о том, как князю молодому жениться – четыре статьи, четыре обряда: большой и средний и малый обряд.
4. Братские школы в Белоруссии и на Украине в вв. Создание братских школ Устав братской школы : Ректор и учителя избираются общим собранием Каждый член братства имеет право посещать школу для знакомства с работой Договор директора с родителями Требования к учителю ( негневливость, благочестие, рассудительность, кротость и пр.) Принятие детей всех сословий, содержание сирот за счет братства Школьные правила : обязательное ежедневное посещенияе, проверка домашних заданий, классное занятие – урок, Повторение в конце недели Обучение славянскому языку, грамматике, греческому, и латинскому языку, риторике, диалектике ; элементы квадрилиума ( арифметикеа геометрия, астрономия., музыка ).
5. Симеон Полоцкий ( ) « История о Варлааме и Иоасафе » Букварь Симеона Полоцкого
Симеон Полоцкий БиографияПедагогиче ские воззрения ВзглядыТруды
КОНЕЦ (А кто слушал, молодец!)