Семинар по разработке ООПНОО Разработка проекта программы по формированию универсальных учебных действий Г.В. Раицкая
«... Кардинально меняются представления о целях образования и путей их реализации. От признания знаний, умений и навыков произошел переход к ПОНИМАНИЮ обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.
Понятия, функции УУД В основе реализации Стандарта лежит системно- деятельностный подход. Компоненты учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы, особенности целеполагания (учебная цель, учебную задачу), учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
При оценке сформированности УУД учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающихся к совместно-разделенной (начальная школа).
Термин «Универсальные учебные действия» означает УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно- смысловых оснований личностно-морального выбора.
Виды универсальных учебных действий Личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию); регулятивные (обеспечивают собственную организацию учебной деятельности); Познавательные (обеспечивают общеучебные, логические учебные действия, постановку и решение проблемы); Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других людей).
Структура программы формирования УУД Установление ценностных ориентиров НОО. Определение понятия, функции, состава и характеристики УУД в младшем школьном возрасте. Выявление связи УУД с содержанием учебных предметов. Определение условий, обеспечивающих преемственность программы формирования у обучающихся УУД при переходе от дошкольного к начальному и основному образованию.
Задача семинара: Разработка проекта программы по формированию УУД 1 такт «Составление таблицы планируемых результатов по формированию универсальных учебных действий для 1 класса». 2 такт «Установление связи УУД с содержанием учебных предметов (1 класс)». 3 такт «Оформление программы формирования УУД в 1 классе».
Разделы ООПНОО 6) Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на первой ступени НОО; 7) Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 8) Программа коррекционной работы; 9) Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООПНОО.
1 такт Планирование результатов по формированию универсальных учебных действий п/п Сформированн ость УУД у детей при поступлении в школу Планируемые результаты на конец 1 класса 2-3 класс ы Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы личностные регулятивные познавательные коммуникативные
1 такт «Составление таблицы планируемых результатов по формированию универсальных учебных действий для 1 класса» 1) Заполняется колонка планируемых результатов по формированию УУД выпускников начальной школы. Методическое обеспечение: Примерная программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования (раздел 4, со с.96)
2) Заполняется вторая колонка. Выявление умений, сформированных у детей при поступлении в школу. Методическое обеспечение: Как проектировать УУД в начальной школе: личностные- с.33, регулятивные – с.75, коммуникативные – с.118, познавательные – с.90.
3) Заполняется третья колонка планируемых результатов по формированию УУД для учащихся первых классов по четырем видам УУД. Методическое обеспечение: Планируемые результаты освоения обучающимися ООПНОО (раздел 2 с.40). 4) Дополняется третья колонка в соответствии с УМК.
2 такт Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов (1 класс) п/п Группа умений (см. таблицу 1) учебные предметы математикаРусский язык Литературн ое чтение Окружающи й мир личностные регулятивны е составить схему к задаче познаватель ные коммуникат ивные
2 такт «Установление связи УУД с содержанием учебных предметов (1 класс)» Методическое обеспечение: Примерная программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования (раздел 4, с.103); Как проектировать УУД (с. 135) Образовательная программа, УМК