Лев Семёнович Выготский 1. О первичности и вторичности дефекта. Понятие «Зоны актуального и ближайшего развития». 2. Научные концепции Л.С.Выготского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ Л. С. ВЫГОТСКОГО ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Advertisements

Лекция 2 Теоретико-методологическая концепция Л.С. Выготского как научная основа специальной психологии Лектор: Скоробач Т.В.
Теоретические концепции Л.С. Выготского Теоретические концепции Л.С. Выготского Подготовили: студенты 4 группы, 3 курса МПФ. Руководитель: ст.преподаватель.
С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы.
Психология и педагогика. Латутиной Дианы Андреевны.
Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Выполнила Самарина Светлана Юрьевна Воспитатель 1 категории.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
ПЛАН 1.Суть проблемы соотношения обучения и развитияСуть проблемы соотношения обучения и развития 2.Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения.
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. План Проблема компенсации функций. Теория сложной структуры дефекта (по Л.С.Выготскому). Соотношение биологического и.
Культурно- истрическая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.
Понятие о дефекте и его структура Выполнил: Зубриянов К.С.
Организация коррекционно- развивающей работы психолога в детском саду.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА СКП-ЛПБ-31 ИСМУХАМБЕТОВА АНАСТАСИЯ Виды психологических диагнозов.
1 2 Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Воспитание как педагогический процесс.
Теория деятельности Подготовила: Коноваленко Екатерина Жур-Д(б)-3 Российский Государственный Социальный Университет Социально-гуманитарный факультет Кафедра.
Транксрипт:

Лев Семёнович Выготский 1. О первичности и вторичности дефекта. Понятие «Зоны актуального и ближайшего развития». 2. Научные концепции Л.С.Выготского.

Лев Семёнович Выготский

1.О первичности и вторичности дефекта. Понятие «Зоны актуального и ближайшего развития». Учение Л.С. Выготского о системном строении любого дефекта является важнейшим в дефектологической науке. В структуре любого дефекта можно выделить первичные и вторичные нарушения. Учение Л.С. Выготского о системном строении любого дефекта является важнейшим в дефектологической науке. В структуре любого дефекта можно выделить первичные и вторичные нарушения. Первичные – обусловленыорганическим поражением мозга или функциональной незрелостью его структур. Первичные – обусловленыорганическим поражением мозга или функциональной незрелостью его структур. А вторичные детерминированы первичными, так как психическое развитие ребёнка происходит на неполноценной основе. помимо этого могут возникнуть третичные и даже четвертичные нарушения, которые главным образом затрагивают личностную сферу. А вторичные детерминированы первичными, так как психическое развитие ребёнка происходит на неполноценной основе. помимо этого могут возникнуть третичные и даже четвертичные нарушения, которые главным образом затрагивают личностную сферу.

Учение Л.С. Выготского о системном строении любого дефекта является важнейшим в дефектологической науке. первичный вторичный дефект

Понятие «Зоны актуального и ближайшего развития». Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие «зона ближайшего развития». Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие «зона ближайшего развития». «Зона ближайшего развития» «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым. «Зона ближайшего развития» «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

Уровни психического (умственного) развития.

Зона ближайшего развития «Зона ближайшего развития» - это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л.С. Выготский, «зона ближайшего развития» определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития". «Зона ближайшего развития» - это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л.С. Выготский, «зона ближайшего развития» определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития". "Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день". "Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день". Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка. Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка. Зона ближайшего развития - логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта. Зона ближайшего развития - логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.

Феномен «зоны ближайшего развития» свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития", - писал Л.С. Выготский. Обучение с ориентацией на «зону ближайшего развития» может вести развитие вперед, ибо то, что лежит в «зоне ближайшего развития», в одном возрасте преобразуется, совершенствуется и переходит на уровень актуального развития в следующем возрасте, на новой возрастной стадии. Ребенок в школе осуществляет деятельность, которая постоянно дает ему возможность роста. Эта деятельность помогает ему подняться как бы выше самого себя. Феномен «зоны ближайшего развития» свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития", - писал Л.С. Выготский. Обучение с ориентацией на «зону ближайшего развития» может вести развитие вперед, ибо то, что лежит в «зоне ближайшего развития», в одном возрасте преобразуется, совершенствуется и переходит на уровень актуального развития в следующем возрасте, на новой возрастной стадии. Ребенок в школе осуществляет деятельность, которая постоянно дает ему возможность роста. Эта деятельность помогает ему подняться как бы выше самого себя. Как всякая ценная идея, понятие «зоны ближайшего развития» имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения, причем это особенно важно как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Как всякая ценная идея, понятие «зоны ближайшего развития» имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения, причем это особенно важно как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. «Зона ближайшего развития» - симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Отражая область еще не созревших, но уже созревающих процессов, «зона ближайшего развития» дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и дать практические рекомендации. «Зона ближайшего развития» - симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Отражая область еще не созревших, но уже созревающих процессов, «зона ближайшего развития» дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и дать практические рекомендации. Определение обоих уровней развития - актуального и потенциального, а также одновременно и «зоны ближайшего развития», - составляет вместе то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что «зона ближайшего развития» может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. Определение обоих уровней развития - актуального и потенциального, а также одновременно и «зоны ближайшего развития», - составляет вместе то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что «зона ближайшего развития» может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.

«Зона ближайшего развития» характеризует обучаемость ребёнка, т.е. способность к усвоению и присвоению передаваемого ему опыта, знаний. Характер обучаемости раскрывает потенциальные возможности ребёнка, и с их учётом педагог прогнозирует дальнейшее развитие, выстраивает программу работы. «Зона ближайшего развития» имеет большое значение для диагностики и коррекции отклонений в развитии. Вся коррекционная работа строится с учётом «зоны ближайшего развития».

Научные концепции Л.С. Выготского. Л.С.Выготский заложил теоретико- методологическую базу дефектологии, что обеспечило её переход с эмпирических, описательных позиций на подлинно научные основы. Его научные концепции, созданные в 1920 – 1930-е гг. не потеряли актуальности и до настоящего времени. Наиболее важными для специальной педагогики являются следующие концепции Л.С. Выготского :

Теоретические концепции Л.С. Выготского концепции О культурно - -историческом происхождении психики и формировании ВПФ О закономерностях психического развития в норме и патологии О ведущей роли обучения в развитии

Концепция о культурно – историческом происхождении психики Согласно этой концепции путь формирования личности пролегает через усвоение и присвоение общественно – исторического опыта, основанного на употреблении знаков и закреплённого в языке. Согласно этой концепции путь формирования личности пролегает через усвоение и присвоение общественно – исторического опыта, основанного на употреблении знаков и закреплённого в языке. Выготский выделяет два уровня развития психики: Выготский выделяет два уровня развития психики: Натурального развития (обусловленный биологически) Культурного развития (обусловленный социально)

В результате этого происходит качественная перестройка психики и формируются ВПФ. Они качественно отличаются тем, что: ВПФ Формируются при жизни в условиях общения с другими людьми и овладения различными видами деятельности Опосредованы речью и употреблением знаков Носят осознанный и произвольный характер

Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии Опираясь на эту концепцию, можно выделить закономерности такие, как: Опираясь на эту концепцию, можно выделить закономерности такие, как: общиеспецифические

Общие закономерности психики: Общие закономерности Интеграция (объединение) Неравномерность психического развития Пластичность

ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРИСУЩИ И АНОМАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: Расхождение (дивергенция) двух планов развития психики: биологического и социального (психического). Нормально развивающийся ребёнок растёт, созревает биологически и на каждом возрастном этапе достигает нового уровня психического развития. Аномальный ребёнок, созревая биологически, в плане психического развития отстаёт всё больше и больше. Учение Л.С. Выготского о системном строении любого дефекта является важнейшим в дефектологической науке. Возможность компенсации нарушений за счёт опоры на сохранные функции. Эта закономерность вытекает из учения Л.С. Выготского о сложном, системном строении дефекта. Любой дефект характеризуется сложной иерархией первичных нарушений, вызванных поражением ЦНС, вторичных нарушений, обусловленных тем, что ребёнок развивается на дефектной основе, третичных нарушений (отклонений в личностном развитии) и сохранных функций.

О ведущей роли обучения в развитии В этой концепции Л.С. Выготский выдвинул идею развивающего обучения. В этой концепции Л.С. Выготский выдвинул идею развивающего обучения. Обучение должно вести за собой развитие. В связи с этим следует определять «зону актуального развития» ребёнка, т.е. его возможности. Которые могут быть реализованы в самостоятельной деятельности, и «зону ближайшего развития» ребёнка, т.е. его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в сотрудничестве со взрослым. Обучение должно вести за собой развитие. В связи с этим следует определять «зону актуального развития» ребёнка, т.е. его возможности. Которые могут быть реализованы в самостоятельной деятельности, и «зону ближайшего развития» ребёнка, т.е. его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в сотрудничестве со взрослым. «Зона ближайшего развития» имеет большое значение для диагностики и коррекции отклонений в развитии. Вся коррекционная работа строится с учётом «зоны ближайшего развития».

Выполнила: учитель специальной коррекционной школы VIII вида Овчинникова Маргарита Аркадьевна