Василевская Е.В., ФГОУ ДПО АПК и ППРО, г. Москва
В развитых странах раннее и дошкольное детство рассматриваются как особый национальный ресурс: -Великобритания, Бельгия, Франция, Италия - правительство не участвует в финансировании раннего образования; - Австрия - финансируется государством, местными властями и родителями; -Дания - финансируется правительством; -Финляндия, Германия, Швеция - правительством и локальными властями, родителями только на 10% от стоимости
Тенденции мирового образовательного движения в дошкольном образовании: -идея гуманизации; -развертывание международной системы аккредитации дошкольных образовательных учреждений; -возрастная ритмика развития личности
История дошкольного образования в России -последняя треть XIX века - первый бесплатный, «народный детский сад» и платный частный детский сад для детей интеллигенции (1866 г., г. Санкт- Петербург); -общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста (1871 г., г. Санкт- Петербург); -«Декларация по дошкольному воспитанию» - начало государственной системы дошкольного образования ( г.)
- открыт второй Московский государственный университет, педагогический факультет с дошкольным отделением (1918 г.); -первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию - государственная система подготовки педагогов дошкольного образования (1919 г., г. Москва); -3 типа дошкольных учреждений в СССР детские дома для детей- сирот, детские очаги, детские сады (20-е годы XX в.); -вопрос об установлении единства в работе всех дошкольных учреждений ( гг.)
- выходит ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» (1928 г.); - «Программа работы детского сада» (1934 г.); - «Устав детского сада», «Руководство для воспитателей детского сада» (1938 г.); - типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств (1939 г.); - новый вид дошкольного образовательного учреждения ясли-сад (1959 г.);ясли-сад - комплексная программа воспитания в детском саду - единый обязательный документ в работе дошкольных учреждений страны (начало 60-х гг.)
-Типовая программа воспитания и обучения в детском саду (1984 г.); -«Концепция дошкольного воспитания» (1989); -охват детей учреждениями общественного дошкольного воспитания в Российской Федерации составил примерно 70% (1990 г.); -«Временное положение о дошкольных учреждениях» (1991 г.);
Инновационные изменения на разных уровнях организации дошкольной образовательной системы 1. На социальном уровне :трансформация «общественного дошкольного воспитания» в «дошкольное образование» 2. На финансово-экономическом уровне: свертывание поддержки дошкольной образовательной системы со стороны федерального бюджета 3. На организационном уровне : смена«детского сада» разными видами и типами дошкольных учреждений 4. На программно-методическом уровне : смена типовой программы вариативными
Новая модель системы образования : преобразование единой системы «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования, как исходную, полноправную и неотъемлемую ступень общего образования.
дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Определены 8 видов ДОУ, из которых новые: - детский сад для детей раннего возраста; - детский сад для детей предшкольного возраста (старшего дошкольного) возраста.
Показатели специфики деятельности ДОУ разных видов: уровень реализуемых основных образовательных программ (содержание образования); направленность реализуемых основных образовательных программ (приоритетное осуществление деятельности); структура групп (направленность групп, возраст детей, наполняемость групп); условия реализации образовательных программ (кадровые, материально-технические, медико- социальные и другие).
Новое в Типовом положении: четкое установление для групп каждой направленности норм - общеразвивающей (п. 32); - компенсирующей (п. 33); - оздоровительной (п. 34); - комбинированной (п. 35)
Условия реализации образовательных программ: Кадровое обеспечение Материально-техническое обеспечение (новые "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и режиму работы в дошкольных организациях. СанПиН ", утв. постановлением Главного государственного врача РФ от ; вступили в силу г.)
Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.
Многофункциональная, развивающаяся система общественного дошкольного образования для детей, воспитывающихся в условиях семьи - новые формы дошкольного образования: - консультативные пункты; - служба ранней помощи; - центры игровой поддержки ребенка; - семейный детский сад; - домашний детский сад
Проблемы, которые требуют решения: - ежегодно проводить мониторинг потребности населения в услугах дошкольного образования; - создавать новые организационные модели дошкольного образования, особенно актуальны развивающие занятия для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет; - доступность дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; - формирование здоровьесберегающей среды, интеграция профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс ;
- недостаточно внимания уделяется воспитанию у ребенка осознанного отношения к двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию; - произошел разрыв между ДОУ, обеспечивающими высокое качество дошкольного образования, и имеющими низкий рейтинг у населения; - важно! Самодеятельная игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте; - уделять больше внимания развитию речи ребенка, что пока еще мало учитывается в практике работы ДОУ; - поддержка детской познавательной инициативы (в ДОУ и в семье)
- разработка системы сетевого взаимодействия ДОУ, при котором каждое образовательное учреждение выступает отдельным ресурсом для других образовательных учреждений и для родителей детей дошкольного возраста; - начато исследование особенностей развития современных детей; - модернизации подготовки кадров для разного контингента детей в различных условиях воспитания и обучения; - подбор кадров на должность руководителя, так как развитие детского сада во многом определяется социально активной позицией заведующей, ее мировоззрением и образовательным уровнем.
- изменения форм и методов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников; - работа детского сада должна стать открытой и доступной для объективной оценки качества дошкольного образования
Проект ФЦПРО гг. Последний (предшкольный) год может стать обязательным для посещения ребенком дошкольного образования в различных его формах. Для поддержки наиболее эффективных моделей будут выделяться субсидии
устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации ООП ДОУ в части - определения структуры ООП ДОУ (соотношение частей, их объема; обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса); - учитывают особенности реализации ООП ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработана примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех». (Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования» )
Программа определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 3 до 7 лет, обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе; является документом, на основе которого дошкольное образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему: 1)обязательная часть– 80%, часть, формируемая участниками образовательного процесса – 20%; 2) части программы – направления развития детей (социально-личностное, физическое, познавательно-речевое, художественно- эстетическое) или
10 образовательных областей (Здоровье, Физическая культура, Социализация, Труд, Безопасность, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка). части Программы – разделы: « Пояснительная записка», «Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении», «Содержание психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательных областей», «Содержание коррекционной работы», «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы»
новый подход к организации педагогического процесса, усиление требований к его содержанию, уровню и качеству, ориентацию воспитательно-образовательной работы на «жизненные ситуации» детей; обновление стиля и методов работы педагогического коллектива, отказ от излишней регламентированности педагогического процесса, переход к «открытому планированию».
1. Компетентностный подход в построении воспитательно-образовательного процесса формирование таких характеристик личности ребенка как: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; способность увидеть новые проблемы в знакомых стандартных условиях; умение увидеть и выбрать альтернативные решения; умение определить первоочередные проблемы и найти их правильное решение; умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы с целью определения нового, более рационального способа решения; умение создавать оригинальный способ решения при известных других.
2. Важные факторы в современном воспитательно-образовательном процессе: - раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию; - создание педагогом условий для «развертывания» внутреннего, личностного потенциала каждого воспитанника. - переосмысление роли педагога, который становится в большей степени координатором илинаставником, чем непосредственным источником информации; - позиция педагога по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества
3. Составляющие качества дошкольного образования 1) создание условий для эффективности воспитательно-образовательного процесса и услуг присмотра и ухода; 2) модернизация содержания дошкольного образования в соответствии с современными тенденциями развития образования на федеральном и международном уровне; 3) активизация творческого и личностного потенциала педагогов и управленческой культуры руководителей дошкольных образовательных учреждений
4.Непрерывное самообразование и саморазвитие педагогов обеспечить понимание каждым педагогом целей, стоящих перед дошкольным образованием в целом; повысить заинтересованность педагогических работников в самосовершенствовании и повышении уровня своего профессионализма через повышение квалификационной категории; при организации и проведении мероприятий, направленных на повышение компетентности педагогов использовать подгрупповые способы организации
5. Сотрудничество и взаимодействие с родителями активно вовлекать родительскую общественность в деятельность учреждения с целью создания единого образовательного пространства. обеспечить понимание родителями (законными представителями) целей, стоящих перед дошкольным образованием.
«Работать по-старому нельзя, поэтому мы начинаем новое дело, которое принесет пользу детям и позволит нам самим работать творчески, делать открытия, а значит - расти в личностном и профессиональном планах!»