Повышение квалификации педагогов в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения Раис Фалихович Шайхелисламов ректор, доктор экономических наук Канд.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Повышение квалификации педагогов в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения.
Advertisements

LOGO Add your company slogan УРОК по ФГОС. Слагаемые профессиональной готовности работников образования, обусловленные требованиями.
Требования к работе учителя, предъявляемые стандартами второго поколения. МОУ НОШ – 2012 учебный год.
1 Подготовка руководящих и педагогических работников к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФГОС. 2 Информационно- методическое обеспечение Кадровое обеспечение Материально- техническое обеспечение Финансово- экономическое.
Профессиональное развитие педагогов в структуре внутришкольной методической системы при переходе на ФГОС НОО Евтеева Л.Н., учитель начальных классов, руководитель.
L/O/G/O Научно-методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
Переход к компетентностному и деятельностному способу обучения коренным образом меняет инструментарий педагога.
ФГОС: что нового? ФГОС: что нового? ФГОС ориентирован на ЛИЧНОСТЬГОСУДАРСТВООБЩЕСТВО.
5 ключевых позиций методического сопровождения Реализация требований ФГОС:
Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
5 ключевых позиций методического сопровождения Реализация требований ФГОС:
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
Вопросы профессионального роста учителя в условиях введения в действие ФГОС ННО Кесебежева Людмила Анатольевна заместитель директора по УВР МОУ СОШ 4 Гиагинского.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в МОБУ « СОШ 1 им. А. П. Гайдара.
Транксрипт:

Повышение квалификации педагогов в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения Раис Фалихович Шайхелисламов ректор, доктор экономических наук Канд. пед. наук, профессор ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

2 Информационно- методическое обеспечение Кадровое обеспечение Материально- техническое обеспечение Ресурсное обеспечение ФГОС Финансово- экономическое обеспечение

Система ДПО: формирование у работников образования идеологии ФГОС ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН обеспечение единства федерального культурного и образовательного пространства; равные возможности получения качественного начального общего образования; согласование индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании; защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства

4 ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Основные затруднения педагогических работников на этапе введения ФГОС упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно- деятельностного подхода; сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы; отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС; традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя; принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов, курсов)

5 ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Уровень развития метапредметных компетентностей выпускников начальной школы Метапредметные компетентности Уровни развития (в %) Высок ий СреднийНизкий Умеют отстаивать свою точку зрения, сравнивать, рассуждать, анализировать, классифицировать, обобщать знания, планировать, оценивать, осуществлять самоконтроль

6 ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Проблемы системы повышения квалификации работников образования на этапе введения ФГОС ограниченность времени для формирования готовности значительного контингента работников образования к введению ФГОС; сложность планирования и организации повышения квалификации большого объема работников образования (персонификация); сложность синхронизации подготовки всех субъектов образовательного процесса к введению ФГОС (учитель, психолог, руководитель ОУ и т.д.) в процессе повышения квалификации; дефицит кадрового обеспечения системы методического обеспечения введения ФГОС на уровне муниципалитетов; дефицит информационно-методического и нормативно- методического обеспечения учителя к введению в ФГОС.

7 ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Новые задачи системы повышения квалификации работников образования на этапе введения ФГОС диверсификация форм повышения квалификации работников образования на этапе введения ФГОС; разработка и реализация системы нормативно-методического сопровождения введения ФГОС; проектирование нового содержания повышения квалификации в контексте Требований ФГОС (3 Т); усиление роли мониторинга эффективности повышения квалификации работников образования.

88 Комбинированное повышение квалификации на модульно-компетентностной основе (108 ч.): дистанционный модуль(36 ч.) теоретико-методологический модуль (30 ч.) стажировка (18 ч.) проектная работа (18 ч.) итоговый контроль (6 ч.) Логистический центр: ИРО РТ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Повышение квалификации на дистанционной основе: предкурсовой модуль ( 36 ч.) самостоятельные курсы (не менее 72 ч.) посткурсовой модуль (для тьюторов – 36 ч.) дистанционное обеспечение межкурсового и посткурсового периода (создание базы электронных адресов работников образования, создание специальных тематических сайтов, форумов, чатов, проведение конференций on-line, и т.д.) Диверсификация форм повышения квалификации работников образования на этапе введения ФГОС Стажировка: в рамках курсов на базе инновационных ОУ - победителей ПНПО (18 ч.) как самостоятельный вид дополнительного профессионального образования (от 72 до 144 ч.)

Содержание образовательных модулей повышения квалификации работников образования Модуль 1. Нормативное сопровождение реализацииТребований к структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования, результатам ее освоения и условиям реализации; Модуль 2. Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации ФГОС; Модуль 3. Содержание образования в начальной школе в контексте Требований ФГОС; Модуль 4. Система оценивания результатов освоения образовательной программы учащимися. Диагностика результатов обучения. ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

10 ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Система нормативно-методического сопровождения введения ФГОС Нормативное Инструментальное Технологическое и информационно- методическое Варианты базисного образовательного плана Структура Программы развития универсальных учебных действий Модель системы оценки результатов ООП Модель требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса Модель мониторинга ресурсного обеспечения образовательного процесса учебные программы процедуры оценки Примеры учебно-тематических планов, планов уроков И программ анализ учебников и ЦОР учебное оборудование педагогические технологии учебные модули, портфолио учителей рекомендации по проектированию учебного процесса

11 ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Планируемые результаты начального общего образования; Учебный план начального общего образования; Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования; Примерные программы по отдельным учебным предметам начального общего образования; Система оценки достижения планируемых результатов начального общего образования; Примерная программа воспитания и социализации обучающихся на основе концепции духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников; Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 11 Для включения в программу дистанционной поддержки введения ФГОС

12 ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 12 Слагаемые профессиональной готовности работников образования, обусловленные требованиями ФГОС общего образования Компетентности, обусловленные требованиями к результатам освоения основных образовательных программ (Т1) Компетентности, обусловленные требованиями к условиям реализации основных образовательных программ (Т3) Компетентности, обусловленные Требованиями к структуре основных образовательных программ (Т2)

13 ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Требования к результатам освоения основной образовательной программы определяют планируемые результаты начального общего образования Планируемые результаты являются не только составной частью, но и системообразующим основанием основной образовательной программы начального общего образования Требования к результатам задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на ступени начального общего образования 13 В соответствии с Т1 при разработке учебно- тематического плана курсов повышения квалификации необходимо учитывать следующие особенности:

14 ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Планируемые результаты как системообразующая основа планирования и организации учебной деятельности R1R1R2R2R3R3Rn Организация работы с книгой Включение младшего школьника в ИКТ Организация работы с ЦОР Взаимодействи е ученика с учителем Организация работы с учебно- лабораторным оборудованием R4R4 14

15 Обучение учителей методике системной оценки достижения планируемых результатов ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН личностные результаты метапредметные результаты (УУД) предметные результаты Кто и как измеряет?

16 ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН соотношение части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; состав обязательных учебных предметов, изучаемых в начальной школе; соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся; содержание и объемы внеурочной деятельности обучающихся; направления воспитательной работы в образовательном учреждении, в том числе работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию; технологию оценки результатов освоения основной образовательной программы 16 В соответствии с Т2 при разработке учебно-тематического плана курсов повышения квалификации необходимо учитывать следующие особенности:

17 ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН кадровых условий реализации основной образовательной программы начального общего образования материально-технических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования финансовых условий реализации основной образовательной программы начального общего образования информационно-методических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования 17 В соответствии с Т3 при разработке учебно-тематического плана курсов повышения квалификации необходимо раскрывать особенности следующих условий:

18 ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Планируемые результаты как основа функциональной структуры средств обучения R1R1R2R2R3R3Rn Книгопечатная продукция (библиотечный фонд) Компьютерные и информационно- коммуникативные средства Цифровые образовате льные ресурсы (ЦОР) Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование Технические средства обучения R4R4 18

19 Традиционный подход к анализу урока 1 Выявление цели урока 22 2 Определение типа и вида урока 1 3 Анализ деятельности учителя 35 5 Проверка домашнего задания 1 7 Анализ деятельности ученика 24 9 Домашнее задание 4 10 Общая оценка урока 3 11 Выводы и рекомендации 10 ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

20 ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Изменение представления учителя о современном уроке ЛУЧШИЙ АРТИСТ ВТОРОГО ПЛАНА Ученик - субъект учебной деятельности Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, Объединенных в целесообразную деятельность Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной Критерии, по которым учитель оценивает ученика определены заранее и разделяются обучающимися; Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся

21 ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Дети! Сядьте правильно!

22 Особенности организации деятельности учителя и учащихся на уроке нового типа ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

23 ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Традиционная дидактика Деятельность учителяДеятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность учителя и ученика

24 Результативность работы каждого обучающегося в достижении планируемых результатов, УУД; Формирование у обучаемых самостоятельного, творческого мышления, инициативы, желания учиться; Эффективность урока в реализации задач духовно- нравственного воспитания; Деятельность учителя по развитию деятельности ученика. ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Основные критерии для осмысления и оценки наблюдаемого на уроке (на этапе завершения курсов руководителей ОУ)

25 Мониторинг эффективности повышения квалификации работников образования в условиях введения ФГОС включает технологию оценки эффективности реализации содержания как совокупности организационных, операциональных и инструментальных приемов, методов и средств ее осуществления; комплекс критериев и показателей оценки, отражающих уровень и характер социально обусловленных отношений участников образовательного процесса (слушателей курсов) к его содержанию, организации и результатам; социолого-педагогический инструментарий в виде пакета тестов и анкет по сбору первичной информации, характеризующей образовательные и профессиональные запросы, интересы и состояние удовлетворенности слушателей курсов, а также их готовность к реализации полученных знаний в свой практической деятельности. ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

26 Ожидаемый результат повышения квалификации – это профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; принятие идеологии ФГОС общего образования; освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке итогов образовательной деятельности обучающихся. овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС. ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Повышение квалификации педагогов в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения Раис Фалихович Шайхелисламов ректор, доктор экономических наук Канд. пед. наук, профессор ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН