Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Разработчики: Дудина И. Е. Дудина И. Е. МОУ «Артинская СОШ 6» МОУ «Артинская СОШ 6» Третьякова Е.Г. МОУ «Сухановская СОШ» Артинский ГО 2011 г.
Нормативно – правовая основа программы Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010; Приказ МО РФ 376 ОТ г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.Т.Тишков. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО 1.Общие положения. 2.Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. 3.Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений. 4.Итоговая оценка выпускника и ее использование при переходе от начального к основному общему образованию
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО 1.Закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания; 2.Ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;
3. Обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; 4. Предусматривает оценку достижений обучающихся (итоговая оценка) и оценку эффективности деятельности ОУ; 5. Позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
Уровневый подход в оценке достижения планируемых результатов «Выпускник научится» «Выпускник получит (базовый уровень) возможность научиться» (повышенный уровень) Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета
Раздел «Общие положения» Новые подходы к оцениванию: оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение использование традиционной системы отметок по 5 балльной шкале требует уточнения и переосмысления их наполнения. (достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им Требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт).
«Особенности оценки личностных результатов» Субъект оценки Сформированность личностных УУД, включаемых в три основных блока: самоопределение, смыслообразование, морально- этическая ориентация Предмет оценки Эффективность воспитательно-образовательной деятельности системы образования; образовательного учреждения Процедуры оценки Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований
«Особенности оценки метапредметных результатов» «Особенности оценки метапредметных результатов» Субъект оценки Субъект оценки сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий Предмет оценки а) уровень сформированности данного вида действий б) уровень присвоения универсального учебного действия Процедуры оценки а) внутренняя накопленная оценка б) итоговая оценка
«Особенности оценки предметных результатов» Объект оценки Объект оценки сформированность учебных действий с предметным содержанием Предмет оценки способность к решению учебно- познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов Процедуры оценки а) внутренняя накопленная оценка б) итоговая оценка в) процедуры внешней оценки
Портфолио Портфолио это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. Материалы портфеля достижений должны допускать проведение независимой оценки, например при проведении аттестации педагогов.
Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки целесообразно соотносить с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о: 1. сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе; 2. сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно- познавательных и учебно-практических задач; 3. индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции
Итоговая оценка выпускника и ее использование при переходе от начального к основному общему образованию На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.
Накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, динамику образовательных достижений учащихся за период обучения. Оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку, математике и уровень овладения метапредметными знаниями
Разрабатывается ОУ: Положение о текущем, промежуточном контроле и итоговой аттестации, в котором отражено введение комплексных контрольных работ, уровневой оценки знаний по предмету и освоения УУД Положение о Портфолио (Портфель достижений) учащегося, в котором прописаны разделы, виды работ и т.д.