Проблема личной одаренности в зарубежной и отечественной педагогике Ф.Л. Ратнер, д.пед.н., проф., директор Института языка КГУ
2 Проблема одаренности занимает умы человечества с давних пор: темой отбора одаренных занимались Конфуций, Овидий, Платон, Т.Джеферсон и др., которые считали необходимым выделять особо талантливых детей и предпринимать для них специальные меры и усилия.
3 Современные ученые считают (С.Томашевская-Кемпке и др.), что выявление способностей нужно выделить в особый раздел педагогики «Талант: выявление, развитие и использование». Одаренность – это «качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее человеку успешное выполнение какой-либо деятельности». Краткий педагогический словарь.
4 Результаты научных исследований, особенно полученные с применением так называемого близнецового метода, убедительно показывают, что умственные и специальные способности на % определяются генетическим фактором, остальное – средой.
5 Х. Гарднер считает возможным выделить 7 форм высоко- одаренности (за рубежом различают высокоодаренных и нормальноодаренных): -лингвистическая (среди прочих – в области поэзии);
6 -музыкальная (в том числе, в отношении мелодии, ритма и музыкальных оттенков); -логико-математическая; -визуально-пространственная (в геометрии, рисовании, архитектуре, в занятиях скульптурой);
7 -мышечное чувство (для музицирования, танцев, акробатики, игры на сцене); -коммуникабельность; -умение воспринимать и устанавливать различия между другими инидивидуумами.
8 Одним из качеств одаренных является стремление к лидерству, которое имеет 6 уровней: -частью чего я являюсь – контекст, самотрансценденция, дух. -кто я такой – идентичность. -в чем я уверен – убеждения, ценности, мотивации. -на что я способен – умения, компетенции, амбиции. -что я делаю – поступки, действия. -окружение – внешние обстоятельства.
9 Экспериментальные данные свидетельствуют о существенной роли направленности личности (личная, деловая, коллекти- вистическая); потенциальный лидер проявляет часто направлененость именно на взаимные действия, которые объясняются высокой потреб- ностью в общении и коммуникативными способностями.
10 Одаренным присущи следующие личностные черты: Независимость,неконформность оценок и суждений; Открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; Высокая толерантность к сложным ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
11 Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте; «Я - концепция», характеризующаяся уверенностью в своих способностях и силой характера; Интенсивность поисковой мотивации; Чувствительность к побочным образованиям, возникающим при мыслительных процессах (латеральное, дивергентное мышление).
12 Барьеры одаренных: проблемы в личностной и эмоциональной сферах; высокая тревожность (Ф.Баррон утверждает: чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком); плохая адаптированность к социальной среде
13 С точки зрения окружающих: излишняя независимость в суждениях; непочтение к условностям и авторитетам; чрезвычайно развитое чувство юмора; умение найти смешное в необычных ситуациях; большая темпераментность натуры. К.Тейлор
14 Роль культурной среды для одаренных Важным, но часто игнорируемым условием развития творческого мышления одаренных является стабильность их интересов и увлечений. Необходимым условием этой стабильности является интерес к их занятиям со стороны родителей (без давления)
15 Важнейшая роль семейно- родительских отношений подтверждается следующими фактами: 1.Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье. 2. Меньше шансов у тех детей, которые идентифицируют себя с родителями (с отцом).
16 3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери. 4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве. 5. Для развития креативности благоприятно повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.
17 6. Необходимо, чтобы среди близких ребенку людей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал (не обязательно родители, а «идеальный герой»). 7. Нерегламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребенка творческой личности. 8. Поощрение нестереотипного поведения в семье, где есть творческие члены семьи.
18 В ходе социализации устанавливаются специфические отношения между творческой личностью и социальной средой: -дискриминация в школе из-за ориентации обучения на «средние оценки», унификации программ, жесткой регламентации поведения. -учителя оценивают креативов как «выскочек», демонстративных, истеричных, упрямых и т.д.
19 -Сопротивление одаренных репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотонии расцениваются как лень, упрямство, глупость. -Часто они становятся объектом преследований сверстников. -Поэтому, по данным Гилфорда, к концу школьного обучения они впадают в депрессию, маскируя свои способности.
20 В ходе профессионального становления огромную роль играет профессиональный образец – личность профессионала, на которую ориентируется креатив. Их дальнейшая судьба складывается в зависимости от условий среды и от общих закономерностей развития творческой личности.
21 Вывод: Среда, несомненно, играет исключительную роль в формировании и проявлении творческой личности.
22 Анализ доступных научных данных по проблеме взаимосвязи уровня развития познавательных способностей и успешности обучения в школе по различным учебным предметам показал, что для определения профиля обучения и определения уровня, на котором будет проводиться обучение, достаточно диагностики трех типов интеллекта: пространственного, вербального и математического
23 1.Уровень вербального интеллекта определяет успешность обучения по всем учебным предметам и, в первую очередь, по гуманитарным. 2.Уровень пространственного интеллекта определяет успешность обучения по предметам естественно- гуманитарного цикла и физико- математического цикла.
24 3. Уровень формального (числового) интеллекта определяет успешность обучения по математике. Факторы Циклы дисциплин Формальный Физ.-мат. Пространст- венный Ест.-научный Вербальный Гуманитарный
25 Диагностика одаренности Признаки одаренного в познании: -может заниматься сразу несколькими делами; -любопытен; -обладает отличной памятью; -имеет склонность к систематизации и коллекционированию; -владеет большим словарным запасом;
26 -может прослеживать причинно- следственные связи и делать собственные выводы; -легко абстрагирует мышление; -любит сам решать трудные задачи; -имеет хорошие математические способности; -проявляет повышенную концентрацию внимания на чем-либо или упорство.
27 Психосоциальные аспекты одаренного: -сильно развито чувство справедливости; -имеет личную систему ценностей; -наделен ярким воображением; -имеет развитое чувство юмора;
28 -склонен к преувеличению страх; -способен к экстрасенсорному восприятию; -многое понимает и чувствует без лишних слов; -легко уязвим.
29 Физические характеристики одаренности: -высокий энергетический уровень; -малая продолжительность сна; -рост слишком маленький или слишком большой; -нередки дефекты зрения (до 8-ми лет); -часто страдает отсутствием практических навыков.
30 Стратегия работы с одаренными: 1.Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов, групповых тестирований, социальных групповых листов. 2.Диагностика с помощью психологических тестов с учетом их склонностей и интересов. 3.Работа педагогов с одаренными по специализированным программам, направленным на развитие и углубление их способностей. Н.Буторина, В.Григорьевских