Юрий Визбор ( )
«Кто был первым менестрелем, бардом, поющим поэтом нашего времени? Полагают: Окуджава. Ещё чаще говорят: Высоцкий. У людей есть основания думать так. Но если быть справедливыми, то у истоков стоит Визбор»,- писал критик Лев Аннинский. Очевидно, «самого первого» барда вычислить невозможно в принципе – как невозможно с точностью назвать первого новеллиста, автора первой элегии или первой поэмы. Но оставим, как говорится, ненужные споры и задумаемся: что дало Льву Аннинскому основание объявить именно Визбора человеком, «стоящим у истоков» ?
Юрий Иосифович Визбор ( ) родился в Москве, жил в районе Сретенки, замечательно воспетой им в песнях «Сретенский двор» и «Волейбол на Сретенке» (это одно из последних произведений Визбора – уникальный образец полноты и точности в воссоздании характеров и судьбы целого поколения). Визбор учился в Московском государственном педагогическом институте, где ему суждено было стать основоположником и лидером своеобразной школы студенческой и туристской песни. К этой школе принадлежали Ада Якушева (первая жена Визбора), Юлий Ким, Борис Вахнюк. В МГПИ сложилась та атмосфера, та неофициальная аудитория, которая оставила неповторимый отпечаток на самом облике авторской песни. Можно сказать, что именно здесь авторская песня осознала себя как жанр.
По окончании института Визбор преподавал русский язык и литературу в одной из школ Архангельской области. Много работал в журналистике, был одним из инициаторов создания радиостанции «Юность», звукового журнала «Кругозор». Поэтом была разработана особая жанровая разновидность – песня-репортаж (наиболее яркий её образец – «Три минуты тишины»). Особо следует отметить большую роль Визбора в пропаганде авторской песни, творчества своих товарищей. Он часто исполнял песни Окуджавы, Галича, Городницкого, и многие слушатели в 60-е годы узнали эти песни благодаря визборовским записям.
Уже в зрелом возрасте Визбор нашёл себя как киноактёр, исполнив роли в фильмах таких разных режиссёров, как Д. Асанова, М. Калатозов, Г. Панфилов, М. Столпер, М. Хуциев, Л. Шепитько. Широкую известность у зрителей принесла ему роль Бормана в телесериале Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Выступал Визбор и в качестве киносценариста, автора ряда театральных пьес. Увлекался живописью. Не понаслышке а по собственному многолетнему опыту знал романтику альпинизма: именно Визбору суждено было создать самую знаменитую из альпинистских песен – «Домбайский вальс».
Человек универсального склада, страстный жизнелюб, Визбор ушёл из жизни рано. В1982 году он написал печальную, но полную веры в торжество истинных ценностей песню памяти В. Высоцкого, а всего лишь три года спустя А. Городницкий сложил печальные строки о самом Визборе: …Нас не вспомнят в избранном – Мы писали плохо… Нет печальней участи Первых петухов. Вместе с Юрой Визбором Кончилась эпоха – Время нашей юности, Песен и стихов.
вальс Домбайский вальс Лыжи у печки стоят, Гаснет закат за горой, Месяц кончается март, Скоро нам ехать домой. Здравствуйте хмурые дни, Горное солнце прощай! Мы навсегда сохраним В сердце своём этот край. Нас провожает с тобой Гордый красавец Эрцог, Нас ожидает с тобой Марево дальних дорог. Вот и окончился круг, Помни, надейся, скучай… Снежные флаги разлук Вывесил старый Домбай. Что ж ты стоишь на тропе? Что ж ты не хочешь идти? Нам надо песню запеть, Нам нужно меньше грустить. Снизу кричат поезда, Правда, кончается март. Ранняя всходит звезда, Где-то лавины шумят… 19 апреля 1961 года Альплагерь «Алибек»
Ты у меня одна Ты у меня одна, Словно в ночи луна, Словно в году весна, Словно в степи сосна, Нету другой такой Ни за какой рекой, Нет за туманами, Дальними странами. В инее провода, В сумерках города. Вот и взошла звезда, Чтобы светить всегда, Чтобы гореть в метель, Чтобы стелить постель, Чтобы качать всю ночь У колыбели дочь. Вот поворот какой Делается с рекой. Можешь отнять покой, Можешь махнуть рукой, Можешь отдать долги, Можешь любить других, Можешь совсем уйти, Только свети, свети! 1964 год
Три минуты тишины По судну «Кострома» стучит вода, В сетях антенн качается звезда, А мы стоим и курим – мы должны Услышать три минуты тишины. Молчат во всех морях все корабли, Молчат морские станции земли, И ты ключом, приятель, не стучи – Ты эти три минуты помолчи. Быть может, на каком борту пожар, Пробоина в корме острей ножа? А может быть, арктические льды Корабль не выпускают из беды? Но тишина плывёт, как океан. Радист сказал: «Порядок, капитан». То осень бьёт в антенны, то зима… Шесть баллов бьют по судну «Кострома». Весна 1965
Деньги Теперь толкуют о деньгах В любых заброшенных снегах, В портах, постелях, поездах, Под всяким мелким зодиаком. Тот век рассыпался, как мел, Который словом жить умел, Что начиналось с буквы «Л», Заканчивалось мягким знаком. О, жгучий взгляд из-под бровей! Листанье сборника кровей! Что было содержаньем дней, То стало приложеньем вроде. Вот новоявленный Моцарт, Сродни менялам и купцам, Забыв про двор, где живут сердца, К двору монетному подходит. Все на продажу понеслось, И что продать, увы, нашлось: В цене все то, что удалось, И спрос не сходит на интриги. Явились всюду чудеса, Рубли раздув, как паруса, И рыцарские голоса Смехоподобны, как вериги. Моя надежда на того, Кто, не присвоив ничего, Своё святое естество Сберёг в дворцах или в бараках, Кто посреди обычных дел За словом следовать посмел, Что начиналось с буквы «Л», Заканчиваясь мягким знаком. 21 мая 1982 года
Конец.