СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.. Фигуры - формы синтаксических конструкций, построенные на особых сочетаниях слов Фигуры усиливают воздействие речи на читателя;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стилистические фигуры Стилистическая фигура - оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Среди них.
Advertisements

Изобразительно-выразительные средства языка Лексические Синтаксические.
Художественные средства выразительности. Тропы - обороты речи или слова в переносном значении. В основе тропов лежит сравнение. Тропы помогают автору.
Синтаксические средства выразительности Фигуры речи.
Художественные средства выразительности. Тропы - обороты речи или слова в переносном значении. В основе тропов лежит сравнение. Тропы помогают автору.
Э ЛЛИПСИС, УМОЛЧАНИЕ, РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ. С ОДЕРЖАНИЕ Эллипсис Умолчание Риторическое обращение.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Анафора, или по-русски единоначалие, - это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание: Клянусь я первым.
Стилистические фигуры Выполнила:Курбатова Е Группа 102фл.
Лексические образные средства речи СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Выразительные средства текста Презентация открытого занятия элективного курса в 8 «Б» класса Презентация открытого занятия элективного курса в 8 «Б» класса.
Выразительные средства синтаксиса. Цели урока Повторить термины. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов,
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
К уроку русского языка в 10 классе Учитель: А.С.Мезина МОУ СОШ 1 г.Светлый.
Автор презентации: Галиевская Татьяна Алексеевна МКОУ «Ложкинская ООШ»
Анафора, Эпифора, Рефрен, Парцелляция, Синтаксический параллелизм. МБОУ «Чернореченская СОШ» Ученица 10 класса Гонышева Ксения.
Урок русского языка 11 «Б» класс Учитель Юманова Татьяна Викторовна.
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Транксрипт:

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

Фигуры - формы синтаксических конструкций, построенные на особых сочетаниях слов Фигуры усиливают воздействие речи на читателя; подчеркивают логику изложения, выступают средствами связи между предложениями; придают тексту наглядность, эмоциональность; выделяют наиболее важное в содержании.

эпифора параллелизм анафора умолчание эллипсис инверсия риторический вопрос риторическое восклицание риторическое обращение повтор многосоюзие Сочетания слов, основанных на повторе повышение эмоциональности, привлечение внимания Сочетания слов, основанных на соотношении значений бессоюзие парцелляция ряды однород- ных членов

Сочетания слов, основанных на повторе

Повтор (Лексический повтор) Повтор одного слова или словосочетания на протяжении строки или соседних строк: Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. (Б.Пастернак) Повтор заставляет читателя вдуматься в смысловое наполнение; создает ритм, «пульсацию» строки.

Анафора Единоначатие; повторение слов или словосочетаний в начале предложений (строк): Август – астры, Август – звёзды, Август – грозди Винограда и рябины Ржавой – август. (М.Цветаева).

Что анафора помогает нам понять в чувстве лирического героя А.Фета? Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих клёнов шатёр. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор. Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор.

Для чего служит анафора? Анафора создает особую мелодию строки, подчеркивает нечто значимое для автора.

Эпифора Повторение слов или словосочетаний в конце предложений (строк): Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?? (Н.Гоголь) Эпифора так же, как анафора, создает мелодию строки, обнаруживает особое смысловое наполнение повторяющихся слов.

Параллелизм (синтаксический параллелизм) Одинаковое синтаксическое построение в строках или предложениях сходных членов предложения: За окошком догорели огоньки, И на вьюжном море тонут корабли, И над южным морем стонут журавли.

Параллелизм. Параллелизм служит ритмико- интонационной организации строки, усиливает впечатление, выявляет и придаёт взаимосвязь всему тексту.

Многосоюзие Намеренное повторение союзов (предлогов) в одном предложении: И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. (А.Пушкин) Иди на бой за честь Отчизны, за убежденье, за любовь. (Н.Некрасов) Создают единство каждого члена предложения, замедляет речь и усиливает её выразительность.

Бессоюзие Бессоюзие подчеркивает обособленность отдельных слов, фраз, передаёт взволнованность, резкость, динамичность речи: Швед, русскийколет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет. (А.С.Пушкин).

Ряды однородных членов Ряды однородных членов помогают передать полноту, детальность изображаемого мира (если однородными оказываются подлежащие или дополнения); его динамику (при однородных сказуемых), многогранность (при однородных определениях).

Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи. Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу.

Умолчание - внезапно оборванное высказывание Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё – равно, и всё – едино. Но если по дороге куст Встает, особенно – рябина… (М.Цветаева) Предоставляет читателю возможность догадаться, о чем могла пойти речь во внезапно оборванном высказывании, ощутить авторское отношение к изображенному, авторские чувства.

Парцелляция Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте. До сущности протекших дней, до их причины. До оснований, до корней, до сердцевины. (Б.Пастернак)

Парцеляция выделение из предложения какого-либо члена и оформление его в виде самостоятельного неполного предложения. Постановка точки там, где ее быть не должно. Парцелляция сбивает инерцию читательского восприятия, заставляет вдуматься в каждое звено в отдельности, осознать его глубинный смысл.

Эллипсис Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения: (тире). Загляну я в неба очи – звёзды, Загляну тебе я в очи – звёзды. (В.Курдюмов) Посреди комнаты – огромная изразцовая печка, На каждом изразце – картинка, А в единственном окне – снег, снег, снег. (М.Цветаева) Эллипсис привносит особую экспрессию, разорванная, укороченная строка создает ощущение пульсации авторского чувства.

Инверсия Обратный порядок слов: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (сказуемое +подлежащее); на закат ты розовый похожа (определяемое слово+определение). Инверсия переносит интонационное и смысловое ударение, подчеркивая то слово, которое для автора оказывается наиболее важным.

Фигуры, повышающие эмоциональность высказывания, привлекающие внимание читателя к определенным частям текста

Риторический вопрос Вопрос, задающийся с целью привлечения внимания слушателя и зачастую не предполагающий ответа. Вправе ли мы назвать историю только наукой? Быть может, история – это нечто большее?

Каковы функции риторического вопроса? Риторический вопрос служит для выявления логики высказывания, является средством связи разных мыслей, обнаруживает логику авторского размышления, привлекает внимание читателя, словно приглашая его задуматься над очень важной для автора проблемой.

Риторическое восклицание Фигура, повышающая эмоциональный уровень речи: Да здравствует солнце, Да скроется тьма! (А.Пушкин) Риторическое восклицание усиливает выражение авторских чувств, их воздействие на читателя.

Риторическое обращение Подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо. О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей. (А.Фет) Выражает авторское отношение, привлекает внимание.

Вспомните систему фигур, объясните их взаимосвязи фигуры