Этика общения: «Основные этические принципы деятельности учителя в системе «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»» ПЕДСОВЕТ
Тема: «Основные этические принципы деятельности учителя в системе «УЧИТЕЛЬ- УЧЕНИК»» Цель: Установление и сохранение этических норм и правил поведения учителя и ученика 1.Сформировать представление о педагогическом взаимодействии в условиях эффективного образовательного процесса. 2.Проанализировать типы взаимоотношений, которые складываются в коллективе. 3.Выявление положительных и негативных тенденций. 4.Способы решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия «учитель-ученик». Форма: «мозговой штурм»
Идеальный учитель должен быть; понимающим (75%); уважающим своих учеников (53%); внимательным, готовым оказать помощь, поддержать в трудную минуту (35%); справедливым в требованиях (80%) «не орать на своих учеников», «наказывать тех, кто мешает другим на уроке», «интеллигентным, образованным» (45%); умеющим доступно излагать материал (49%); быть сдержанным, тактичным; не лезть в личную жизнь детей; умеющим найти с учениками общий язык (19%); быть авторитетом, примером для школьников, но не ставить целью следить за ними; с ним (учителем) можно поделиться радостью или рассказать о неприятностях и быть уверенным, что об этом не узнает вся школа (10%); красивым, добрым (23%); обладать чувством юмора (40%); не говорить плохо об окружающих его людях; не опаздывать на уроки
Самый сильный гнев учеников в поведении учителя вызывает... это несправедливое оценивание учеников (80%): «двойки ни за что», «два за то, что не понял материал», «учитель занижает оценки». Также вызывает гнев учеников грубость учителей (38%), плохое настроение, срываемое на школьниках («нервных людей нельзя пускать на работу в школу»); «когда учитель доделывает на уроке макияж, а на нас срывает злобу»; «очень быстро говорит и злится от того, что его не понимают» (10%), «выделение любимчиков» (15%), когда задерживают на перемене (23%), обзываются, много задают на дом («ученик тоже человек, а не робот для приготовления уроков») (37%); лезут в личную жизнь («следят за нами, а потом «стучат» родителям, что мы выбираем не тех друзей») (30%); «сплетничают, «навешивают» ярлыки на тех, кого не любят и делают «козлом отпущения», а любимчикам и подлизам всё сходит с рук» (20%); не верят, когда говоришь правду (15%), когда учитель во время разговора заставляет смотреть в глаза (7%).
Педагогическое общение учитель ученик родители Психологическое выгорание обучение воспитание Формирование личности; приобретение знаний Нравственность Гражданская позиция. Культура поведения… Педагогические технологии.
Труд учителя педагогическа я деятельность педагогиче ское общение Личность учителя Развитие личности ученика
Работа в группах: 1.Ученики - учителя: 1 ситуация 2.Ученики - учителя: 2 ситуация 3.Ученики - учителя: 3 ситуация 4.«Эксперты»
1. Необходимо создать психологически положительную атмосферу на и вне урока, а именно в каждый момент общения. 2. Учесть возрастные и психологические особенности учащихся. 3. Выбор оптимального стиля педагогического общения для каждой конкретной ситуации. Гипотеза: для успешного общения необходимо:
Ситуация 1. Ученик пришел в школу в «неформальной» одежде. Учитель не пускает его на урок ссылаясь на… Ситуация 2. Ученик находит в журнале «2», происхождение которой ему неизвестно. Учитель вовремя не объясняет её происхождение… Ситуация 1 На уроке возникла конфликтна ситуация. Ребенок нецензурно выругался.
5 группа «Эксперты» Цель: подвести итоги и предложить проект решения Задания: Коротко сформулировать выводы по работе групп. Предложить проект решения
Три уровня общения: –Другая личность, более значимая; –Равноправность партнеров; –Мнение другой личности не играет никакой роли. Надо научиться относиться к другим как к себе, тогда наступит момент понимания и принятия другого как себя. Взаимодействие личности с определённой системой «учитель-группа учащихся», «учитель-ученическое самоуправление», «учитель-родители».