проблемный педагогический совет 6 ноября 2009 годаМОУ «СОШ с.Русская Халань»
ЭПИГРАФ «Когда мне было шесть лет, взрослые внушили мне, что художника из меня не получится, и я ничего не научился рисовать…» А.С. Экзюпери
ЦЕЛЬ Сформировать мотивацию педагогического коллектива к повышению эффективности использования различных форм контроля и оценки знаний учащихся. Познакомить учителей с результатами социологических исследований о роли оценки в современном образовательном процессе Принять к сведению основные положения инновационного проекта «Новая система оценки учебных достижений» Разработать рекомендации по проблеме оценивания для учителей с целью повышения их профессиональной компетенции
ЗАДАЧИ Организация аналитической и практической деятельности педагогов. Создание условий для внедрения в практику педагогами школы разнообразных форм оценивания знаний учащихся. Повышение мотивация педагогического коллектива к внедрению инновационных технологий обучения и оценивания знаний на уроках. Оптимизация методической работы педагогического коллектива с целью формирования личностно-смыслового отношения педагогов к образовательному процессу
ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ОЦЕНКЕ Данные социологических исследований Восприятие оценки 9-11 класс 5-8 класс 1-4 класс Норма ФормальноеЯ же отвечал! Оцените меня! 80%50%20% ЭмоциональноеЯ расстроюсь, если получу плохую оценку. 10%45%90%80% ЛичностноеМне занизили оценку!15%25%2%5% Прогноз будущего Мне это не пригодится в жизни! 40% 5% ЦельЯ готовлюсь к урокам, чтобы получить хорошую оценку! 40% 5% БезразличноеМне все равно, какую оценку я получу 35%25%0%
Мнения учащихся о значимости, которую придает отметке учитель Данные социологических исследований Приписываемые значения% учащихся Оценивает способности, знания, ум23% Отметка вызывает эмоции у учителя23% Учитель отметкой ученику оценивает себя10% Оценивает личность ученика8% Выражает свое отношение5% Оценивает работу ученика4% Оценивает усвоение темы4% Отметка – это зарплата учителя4% Это способ заставить ученика учиться3% Учитель заботится о будущем ученика2% Это мнение учителя о родителях ученика2% Отметка – цель учительской работы2%
В чем отличие ОЦЕНКИ и ОТМЕТКИ
Актуальность изучения процесса оценивания отмечалась всегда. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Контроль является насущной необходимостью. Чем чаще обратная связь, тем точнее процесс управления
Вопросы для дискуссии Каковы функции оценки в образовательном процессе? Согласны ли Вы с тем, что многие учителя необъективны в оценке знаний учащихся? Что, на Ваш взгляд, является причиной необъективности оценочной деятельности учителя? Объективны ли Вы в оценке? Чем Вы руководствуетесь при оценке знаний и умений учащихся? По Вашему мнению, как оценка учителя влияет на самооценку учащегося? Как вы считаете, важно ли формировать правильную самооценку у учащихся? Какие формы оценки знаний учащихся Вам известны? Какие из них Вы применяете в своей работе?
Функции оценки Ориентирующая функция – содействует осознанию учеником результатов процесса деятельности и пониманию собственной роли в нём. Информирующая – даёт информацию об успехах и нереализованных возможностях ученика. Корректирующая – способствует изменению действий ученика, его установок, взглядов. Воспитывающая – создаёт условия для воспитания качеств личности, проявления чувств и т.д. Социальная – влияет на самооценку, статус ученика в коллективе сверстников. Диагностическая – определяет уровень знаний, сформированность умений, качеств личности. Стимулирующая – способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ. Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними. Другими словами, выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает «нормально», что, очевидно, ограничивает ее ценность. Современный подход к оценке результатов в общем образовании является более критичным. Действительно, сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными. Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества: –они должны быть «валидными» (т.е. четко соответствовать программам преподавания, государственным образовательным стандартам), –жестко объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего), –«доступными»(т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному учебному заведению)
Правило оценивания Для повышения качества знаний полезно использовать правило: Проверяй все, что задаёшь; оценивай достаточно полно; ставь отметку только за существенное. Для повышения качества знаний полезно использовать правило: Проверяй все, что задаёшь; оценивай достаточно полно; ставь отметку только за существенное.
Роль оценки Выставляя оценку, следует думать о том, что ребёнок будет делать сегодня и завтра после этой отметки: возьмётся ли за книгу, станет трудолюбивее, или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит его равнодушным. Сегодня, наверное, именно в этом и заключается «объективность» и «справедливость» отметки.
Решение педагогического совета Решение педсовета: Принять Положение о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций и учебных достижений учащихся в МОУ «СОШ с.Русская Халань Чернянского района Белгородской области» Использовать инновационный подход к организации учебного процесса с целью создания условий творческого и мотивационного развития личности учащихся. В системе контроля и оценивания знаний, использовать репродуктивный, продуктивный и творческий уровень обученности учащихся. Запланировать и провести серию открытых уроков по предметам с целью распространения опыта по различным системам оценивания. Провести родительское собрание на тему «Отметка и оценка: уроки для родителей». Провести смотр-конкурс ученических портфолио «Портфолио. Достижения учащихся»