Проблемы и перспективы формирования единой городской информационно-образовательной сети. III открытая городская конференция «Интернет-технологии в образовании» 23 марта 2009 года г. Пермь
Формирование единого информационного пространства В Программу развития Городской системы образования на гг., был включен раздел «Информатизация». Понятие «Единое информационное пространство города Перми» Поддерживается работа районных подузлов связи и Интернет-классов коллективного доступа при них. Создаются школьные информационные службы. Поддерживается работа постов электронной почты. Разработаны Web-страницы ГКОН и ГЦРО. Разработаны, размещены и поддерживаются Web- страницы образовательных учреждений. Организуются городские научно-практические конференции учащихся и учителей "Интернет и общество". Для учителей предметников бал организован и проведен дистанционный курс «Телекоммуникационные технологии в образовании» В августе 2001г. в рамках Всероссийского виртуального педагогического совета в качестве отдельной секции была создана «Пермский сайт виртуального педсовета»
Формирование единого информационного пространства Создан Пермский Интернет Клуб – объединение образовательных учреждений города Перми, которые на добровольной и безвозмездной основе помогают друг другу осваивать Интернет и работать в глобальной сети. Реализуются локальные телекоммуникационные проекты В гг. в Перми был реализован проект «Интернет в школе» в рамках которого было произведено подключение образовательных учреждений города к широкополосному (скоростному) Интернету. Проект был направлен на поддержку и развитие единого информационного пространства городской системы образования. Впервые был употреблен термин «Городская информационно-образовательная сеть» В октябре 2004 г. был создан городской образовательный школьный портал
Системные проблемы Из Программы развития системы образования г. Перми на 2006 – 2010 гг. раздел «Информатизация» был исключен. Вопросы связанные с информатизацией были распределены по другим разделам программы. Например: -Разработка комплексных мероприятий по обновлению содержания образования и образовательных технологий в соответствии с социальным заказом -Мероприятия по приведению в соответствие условий образовательного процесса требованиям современной социо - культурной среды В этот же период Пермский край и г. Пермь стали участником федерального экспериментального проекта ИСО. Масштабный системный проект. Основной упор на повышение ИКТ-компетентности учителей. В 2008 г. проект ИСО завершился. Все российские ОУ были подключены к выделенным линиям Интернета в рамках национального приоритетного проекта «Образование». Городские линии оказались не востребованными. В 2008 г. финансирование федерального проекта прекратилось.
Процесс информатизации продолжался, городские образовательные ресурсы развивались, Интернет-проекты реализовывались. Однако, исчезли: единая концепция информатизации, осмысление информатизации как целостного процесса, долгосрочное целеполагание и планирование на уровне города. В 2008 г. Министерство образования Пермского края начало реализацию масштабного и системного проекта WEB-школа, изменяющего привычные представления о работе учителя и взаимодействии школы и родителей. Городской образовательной интернет-системе предстоит стать частью краевой информационно-образовательной сети. В проекте много интересных, инновационных решений. Однако, существуют проблемы требующие решения. У г. Перми есть специфические требования к системе. (Пример с ЕМТ) Системные проблемы
Развитие городской информационно- образовательной сети В гг. городская образовательная сеть пополнилась новыми информационными ресурсами: - Информационным порталом Департамента образования Электронный документооборот. - сайтами спортивного центра - ИЦРСО - Городским дошкольным порталом автоматизирующим процесс постановки в очередь на получение места в детском саду. - Социальной сетью учителей «Клуб учителей» в которой зарегистрировалось более 300 учителей и опубликовано ок. 200 виртуальных уроков. - Многие представители системы образования г. Перми обзавелись собственными сайтами и интернет-дневниками (блогами). Блог начальника департамента образования г. Перми:
Интернет-технологии в образовании В городе Перми 4 раза был организован конкурс на лучший сайт образовательного учреждения. На сегодняшний день свои сайты имеют все школы города и большинство учреждений дополнительного образования. Начинают создавать свои сайты учреждения дошкольного образования и отдельные педагоги. Интернет-технологии находят широкое применение в образовательном процессе. Департамент образования совместно с ИЦРСО не раз организовывали конкурсы для учителей на лучший урок с использованием информационно- коммуникационных технологий. На городских образовательных сайтах сформировалась коллекция открытых цифровых образовательных ресурсов. Образовательные учреждения города реализуют собственные проекты по дистанционному обучению либо участвуют в федеральных и региональных телекоммуникационных проектах.
В 2008 году межрегиональная общественная организация в поддержку программы ЮНЕСКО «Информация для всех» осуществила исследование веб-сайтов органов власти регионального и муниципального уровней в РФ. Создан отчет о результатах исследования «Образовательная информация в государственных Интернет-ресурсах». Пермский край и г. Пермь Рассматривались вместе. Перечислены типичные ошибки большинства образовательных порталов и сайтов органов управления системой образования: - Информация об образовательных учреждениях регионов РФ обновляется редко; - Не достаточно информации о развитии и модернизации системы Образования; - Гиперссылки на другие образовательные ресурсы либо вовсе отсутствуют, либо сгруппированы крайне нелогично. На большинстве сайтов отсутствуют ссылки на вышестоящие органы: на сайты Министерства образования и науки России, сайт ЕГЭ. - Крайне мало образовательных ресурсов для школьников, студентов, аспирантов. - и т.п. Проблемы формирования образовательных интернет-ресурсов в РФ
Выводы: - Органами образования не выработан единый подход к формированию структуры своих официальных сайтов. - Большинство имеющихся официальных сайтов органов исполнительной власти остается в начальной стадии своего развития. - Значительное число органов образования не воспринимают свои официальные сайты в качестве эффективного средства распространения информации о своей деятельности и обеспечения доступа граждан и организаций к общедоступным государственным информационным ресурсам. - Подавляющее большинство органов образования не используют возможности Интернета как интерактивного средства взаимодействия с гражданами и организациями. - Низкий уровень межведомственной интеграции не позволяет создавать многофункциональные сервисы по информационному обслуживанию граждан и организаций на основе государственных информационных ресурсов.
Перспективы развития городской информационно-образовательной сети Бурное развитие современных коммуникационных технологий и роли Интернета в жизни современного общества, заметное увеличение количества образовательных сайтов в отрасли (сайтов ОУ, отраслевых сайтов, сайтов специализированных Центров и т.д.) требуют: - формулировки задач перспективного развития информационной системы отрасли и концепции развития образовательных Интернет-ресурсов, - формулировки принципов информационной политики Департамента образования г. Перми. - формулировки примерных стандартов создания и развития образовательных сайтов отрасли, которые не подавляя индивидуальности и своеобразия каждого Интернет-ресурса, подчеркивали бы их принадлежность к определенной отрасли и географической территории, обеспечивали бы соблюдение этических норм и норм русского языка при публикации информации, техническую функциональность сайтов и возможность быстрого поиска информации как на отдельном сайте, так и в информационных ресурсах всей отрасли. Эти положения могли бы быть включены в следующую программу развития образования г. Перми на гг. разработка которой начнется вскоре, либо в самостоятельную программу информатизации городской системы образования
Спасибо за внимание !