Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мамолаевская средняя общеобразовательная школа» Ковылкинского муниципального района
Тема эксперимента: «Этнокультурные традиции как источник духовно – нравственного воспитания учащихся» Руководитель эксперимента: Ломакина Л.С. зам директора по УР МОУ «Мамолаевская средняя общеобразовательная школа» Ковылкинского муниципального района.
Концепция эксперимента по теме «Этнокультурные традиции как источник духовно – нравственного воспитания учащихся»
Актуальность. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена коренной трансформации, она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности. Актуальность. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена коренной трансформации, она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности.
Объект эксперимента: процесс духовно - нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы.
Предмет эксперимента: мордовские этнокультурные традиции в процессе духовно- нравственного воспитания учащихся.
Цель эксперимента: теоретически разработать и практически апробировать систему духовно-нравственного воспитания в школе на основе этнокультурных традиций мордовского народа.
В качестве гипотезы эксперимента послужило предположение о том, что духовно-нравственное воспитание учащихся на основе этнокультурных традиций будет эффективным, если: - усвоение учащимися гуманистических ценностей в организуемой учителем деятельности базируется на принципах национальной идеи и адекватности общечеловеческим нравственным ценностям; В качестве гипотезы эксперимента послужило предположение о том, что духовно-нравственное воспитание учащихся на основе этнокультурных традиций будет эффективным, если: - усвоение учащимися гуманистических ценностей в организуемой учителем деятельности базируется на принципах национальной идеи и адекватности общечеловеческим нравственным ценностям;
- этнический компонент содержания духовно- нравственного воспитания, реализуемый в учебно- воспитательном процессе школы, стимулирует развитие и становление представлений о своей принадлежности к этнокультуре и о месте этой культуры в ряду других этнических культур; - приобщение учащихся к этнокультурным традициям сочетается с развитием способности детей понимать себя и другого человека в качестве субъекта этнокультуры; - включение учащихся в разнообразные виды деятельности становится отправной точкой для деятельностного освоения пространства народной культуры.
Задачи эксперимента: - определить специфику духовно-нравственного воспитания младших школьников; - изучить возможности и пути использования мордовских этнокультурных традиций в работе начальной школы по нравственному воспитанию учащихся; -выявить педагогические условия, обеспечивающие нравственное воспитание школьников через их приобщение к этническим традициям. Задачи эксперимента: - определить специфику духовно-нравственного воспитания младших школьников; - изучить возможности и пути использования мордовских этнокультурных традиций в работе начальной школы по нравственному воспитанию учащихся; -выявить педагогические условия, обеспечивающие нравственное воспитание школьников через их приобщение к этническим традициям.
Новизна эксперимента заключается в следующем: -рассмотрении сущности и содержания духовно- нравственного воспитания учащихся в процессе их приобщения к традициям и этнокультуре; -выявлении воспитательного потенциала мордовских народных традиций в формировании личности школьника в процессе привития ему духовно-нравственных представлений и норм; -определении и экспериментальном обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективность духовно-нравственного воспитания учащихся через их деятельностное приобщение к этнокультурным традициям. Новизна эксперимента заключается в следующем: -рассмотрении сущности и содержания духовно- нравственного воспитания учащихся в процессе их приобщения к традициям и этнокультуре; -выявлении воспитательного потенциала мордовских народных традиций в формировании личности школьника в процессе привития ему духовно-нравственных представлений и норм; -определении и экспериментальном обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективность духовно-нравственного воспитания учащихся через их деятельностное приобщение к этнокультурным традициям.
Теоретическая значимость эксперимента. Теоретически и экспериментально обоснованы методы и особенности процесса формирования нравственной культуры учащихся на мордовских народных традициях. Результаты проведенной работы позволят осуществлять аналогичный подход к духовно-нравственному воспитанию учащихся в процессе их приобщения к ценностям морали и культуры других этносов; будут способствовать разработке вопросов методологии воспитания школьников разных звеньев образовательной цепи на основе этнокультурных традиций; составят основу для обобщающих научных представлений о роли этнических традиций в понимании культуры не только своего, но и других этносов.
Практическая значимость эксперимента состоит: -в создании возможностей использования духовно- нравственного потенциала народной культуры в учебно-воспитательном процессе, предполагающем приобщение младших школьников к ценностям морали и культуры; -практически значимыми являются способы введения этнокомпонента в содержание школьного образования Практическая значимость эксперимента состоит: -в создании возможностей использования духовно- нравственного потенциала народной культуры в учебно-воспитательном процессе, предполагающем приобщение младших школьников к ценностям морали и культуры; -практически значимыми являются способы введения этнокомпонента в содержание школьного образования
Мероприятия по реализации эксперимента по теме «Этнокультурные традиции как источник духовно – нравственного воспитания учащихся»
Этап 1 Организационно-аналитический: -обсуждение и решение на педагогическом совете вопроса о целесообразности создания экспериментальной площадки на базе школы; - создание Совета эксперимента и его деятельность по подготовке концепции и программы эксперимента; - изучение соответствующей литературы по теме эксперимента: «Этнокультурные традиции как источник духовно – нравственного воспитания учащихся»; - создание материально-технической базы эксперимента.
Этап 2 Внедренческий: -разработка нормативно-правовых локальных актов по модели «Социокультурный комплекс» на договорной основе; -организация теоретических и практических семинаров по изучению этнокультурных традиций; -отработка схемы взаимодействия творческих групп. -ведение дневника экспериментальной работы; -заполнение информационно-технологических карт (ИТК) экспериментальной и инновационной работы. Этап 2 Внедренческий: -разработка нормативно-правовых локальных актов по модели «Социокультурный комплекс» на договорной основе; -организация теоретических и практических семинаров по изучению этнокультурных традиций; -отработка схемы взаимодействия творческих групп. -ведение дневника экспериментальной работы; -заполнение информационно-технологических карт (ИТК) экспериментальной и инновационной работы.
Этап 3 Информационно- аналитический: - оформление результатов эксперимента; - подготовка текстов докладов к научно- практическим конференциям, педсоветам; - серия публикаций в периодических изданиях; - размещение разработок на школьном сайте; - выступления на педсоветах; - подготовка методического пособия, дидактических материалов.