Городской семинар с дистанционной конференцией 25 февраля 2011 года, 16:00, ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО «Химическое образование для современных школьников: проблемы учителя и перспективы использования компетентностного подхода» Клуб начинающих учителей химии
Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО ОКОЛЬНИКОВ Фёдор Борисович учитель химии и экологии, заместитель директора ГОУ средней общеобразовательной школы 126 ЮЗОУО, к.пед.н. _khimii_i_ehkologii/0-169 методист лаборатории экспериментальной и инновационной деятельности ОМЦ ЮЗАО член клуба «Профессиональная среда» при электронном СМИ «ПЕДСОВЕТ.ORG», автор блога «ДРУГАЯ ХИМИЯ»,
Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка... Мир, учитель и ребёнок – всё вокруг и мы сами устроены целостно. Но целостен ли сам учебный процесс? Как увидеть эту взаимосвязь?
Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО – внутреннее 2 – граница 3 – внешнее Зона актуального развития Зона ближайшего развития 1, 2, 3, 4, 5 - ????
Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Закройте глаза. Представьте себе, что в ладони одной руки у вас лежит кубик или шарик из какого-либо металла. Выполните подряд следующие действия и запишите результат. 1.Ощутите… 2.Опишите… 3.Сделайте… 4.Придумайте… 5.Постройте модель… 6.Обнаружьте где-нибудь ещё…
Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка... Проблема, как разрыв целостности, всегда возникает у живого человека. В учебном процессе важна проблема языка коммуникации: «Я вам русским языком объясняю!» «Мы с вами говорим на разных языках!»
О чём вы говорили?Что вы делали? ЧУВСТВА Ощутите! ОБЪЕКТЫ Опишите! ПРОЦЕССЫ Сделайте! ОТНОШЕНИЯ Придумайте! ДЕЙСТВИЯ Постройте модель! ТВОРЧЕСТВО Обнаружьте этот же вывод в другой предметности! Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО ГОВОРЮ + ДЕЛАЮ = СООТВЕТСТВИЕ ИНСТРУМЕНТ
Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка... Учителю и ученику важно не только правильно задавать вопросы (глаголы действий), но и выбирать эффективные для работы на соответствующем уровне содержания (единицы смысла) инструменты – методы личного познания (ментальные операции). Учитель и ребёнок должны начать говорить на одном языке: под каждое знание своё умение и под них двоих конкретный навык.
О чём вы говорили? Что вы делали? Чем вы пользовались? ЧУВСТВА Ощутите! Наблюдение ОБЪЕКТЫ Опишите! Реакция ПРОЦЕССЫ Сделайте! Опыт ОТНОШЕНИЯ Придумайте! Эксперимент ДЕЙСТВИЯ Постройте модель! Исследование ТВОРЧЕСТВО Обнаружьте этот же вывод в другой предметности! Открытие Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО «ИНСТРУМЕНТЫ» на примере проведения практических и лабораторных работ по химии
Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка. 2.Откуда возникает компетентностный подход в работе учителя? Учителю и ученику важно не только правильно задавать вопросы (глаголы действий), но и выбирать эффективные для работы на соответствующем уровне содержания (единицы смысла) инструменты – методы личного познания (ментальные операции).
Когнитивный цикл познания: различение / обобщение / оформление ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИ Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Цикл, приводящий к норме Последовательность, приводящая к … ТИПОЛОГИЯ ЦИКЛОВ: Управленческий цикл: установление / исполнение / оценивание Оценочный цикл: вопрос / ответ / оценивание ЗНАНИЯ УМЕНИЯ
Образование – целенаправленный, специально организуемый процесс передачи социально значимого опыта, а также норм и правил поведения подрастающему поколению. Компетенция – категория управления, характеризующая профессиональную деятельность лица, принимающего решение. Компетентность – личное знание, приводящее к полноценной способности делать что-либо; минимальный и достаточный набор компетенций. Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
Социодинамическое мировоззрение Психодинамическое мировоззрение Гуманистическое мировоззрение Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО УЧИТЕЛЬ И РЕБЁНОК, КОТОРЫЕ ВЫБИРАЮТ (АКТ ВЫБОРА)
Образование – целенаправленный, специально организуемый процесс передачи социально значимого опыта, а также норм и правил поведения подрастающему поколению. Компетенция – категория управления, характеризующая профессиональную деятельность лица, принимающего решение. Компетентность – личное знание, приводящее к полноценной способности делать что-либо; минимальный и достаточный набор компетенций. Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка. 2.Откуда возникает компетентностный подход в работе учителя? Компетентностный подход естественным образом скрыт в деятельности учителя, но становится актуальным только в условиях преодоления детьми проблемной ситуации, когда требуется создание новых норм и оперирование ими в ситуации выбора.
Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка. 2.Откуда возникает компетентностный подход в работе учителя? 3.Что даёт компетентностный подход для классно- урочной системы обучения современных детей? Классно-урочная система пришла на смену индивидуальному обучению и до сих пор является наиболее технологичным подходом к организации массового обучения детей. Современное понимание урока сводится к тезису «урок как повод к общению», имеет под собой разные теории и модели, но структура урока пока не отвечает ни компетентностному, ни личностно- ориентированному подходам. Будущее образования связано с созданием технологий работы с сознанием ребёнка и учителя, выбирающим свою предметность.
Технология ИДИ-обучения: Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка. 2.Откуда возникает компетентностный подход в работе учителя? 3.Что даёт компетентностный подход для классно- урочной системы обучения современных детей? 4.Как использовать компетентностный подход в работе современного учителя? Пример построения компетенций в ходе изучения систем: 1.cнятие ребёнком контекста «чужой» нормы (N 1 ) – размыкание 2.определение элементов и связей предложенной системы 3.создание собственной системы – «опредмечивание» 4.восстановление контекста – интеграция 5.замыкание и предъявление собственной нормы (N 0 )
Откройте чистый разворот тетради На левую страницу в столбик одно под другим крупно перепишите слова со следующего слайда Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
ВЕЩЕСТВА СЛОЖНЫЕ ПРОСТЫЕ ОКСИДЫ КИСЛОТЫ ОСНОВАНИЯ СОЛИ МЕТАЛЛЫ НЕМЕТАЛЛЫ Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
На правой странице с помощью стрелок в логической последовательности расположите слова в виде схемы Рисуйте крупно на всю ширину и высоту страницы!!! Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
ВРЕМЯ на задание – 5 минут! На левую страницу во второй столбик одно под другим крупно перепишите условные формулы веществ со следующего слайда Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
МeМe НеМe x O y МexOyМexOy НеМe Мe(OH) y H x НеМeO y H x НеMe Мe x НеМe y Мe x НеМeO y Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
На правой странице в схеме запишите эти обозначения под уже написанными словами Пишите крупно! Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
ВРЕМЯ на задание – 5 минут! На левую страницу в третий столбик одну под другой крупно перепишите формулы веществ со следующего слайда Пишите крупно! Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
АlАl N2O5N2O5 Na 2 O O2O2 KOH H 2 SO 4 HCl Ca 3 (PO 4 ) 2 Na 2 SO 3 Fe P Mg(OH) 2 H 3 PO 4 Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
Какую схему подразумевал Фёдор Борисович, зная весь школьный курс химии? Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
ВЕЩЕСТВА СЛОЖНЫЕ ПРОСТЫЕ ОКСИДЫ КИСЛОТЫ ОСНОВАНИЯ СОЛИ МЕТАЛЛЫ НЕМЕТАЛЛЫ МeМe НеМe Мe(OH) y МexOyМexOy НеМe x O y Н х НеМeH x НеМeO y Мe x НеМeO y Мe x НеМe y Ca 3 (PO 4 ) 2 Na 2 SO 3 O2O2 P Fe АlАl Mg(OH) 2 KOH N2O5N2O5 Na 2 O H 2 SO 4 HCl Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
Какие известные вам вещества не попадают в схему Фёдора Борисовича? Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
Аммиак NH 3 Метан («болотный газ») СH 4 Глюкоза («виноградный сахар») C 6 H 12 O 6 Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка. 2.Откуда возникает компетентностный подход в работе учителя? 3.Что даёт компетентностный подход для классно- урочной системы обучения современных детей? 4.Как использовать компетентностный подход в работе современного учителя? Пример построения компетенций в ходе изучения веществ: 1. cнятие ребёнком контекста «чужой» нормы (N 1 ) – ЧУВСТВА 2. определение элементов и связей предложенной системы через называние терминов, формулирование определений, построения понятий – ОБЪЕКТЫ, ПРОЦЕССЫ, ОТНОШЕНИЯ. 3. от понятия к созданию собственной системы – ДЕЙСТВИЯ 4. восстановление контекста («личное знание») – ТВОРЧЕСТВО 5. Предъявление нормы (N 0 ): субъект действий – субъект анализа – субъект рефлексии
Дезинтеграция Дифференциация Дедифференциация Интеграция ТВОРЧЕСТВО ЧУВСТВА ОБЪЕКТЫ ПРОЦЕССЫ ОТНОШЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ПРОДУКТЫ АКТИВНОСТИ ПРОДУКТЫ АКТИВНОСТИ ПРОДУКТЫ АКТИВНОСТИ NaCl, поваренная соль хлорид натрия диссоциация: NaCl Na + + Cl - NaCl, NaNO 3, Na 2 SO 4, Na 3 PO 4 Na 2 O, NaOH, NaCl, HCl солёный вкус N0N0 N1N1 выращивание кристаллов солей Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка. 2.Откуда возникает компетентностный подход в работе учителя? 3.Что даёт компетентностный подход для классно- урочной системы обучения современных детей? 4.Как использовать компетентностный подход в работе современного учителя? Компетентностный подход за счёт процедуры замыкания- размыкания с последуцющим «опредмечиванием» позволяет на всём протяжении работы с ребёнком удерживать целостность. Механизмы педагогической интеграции позволяют каждый раз восстанавливать целостность познаваемого (вещи) за счёт вложения одной компетенции в другую.
Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка. 2.Откуда возникает компетентностный подход в работе учителя? 3.Что даёт компетентностный подход для классно-урочной системы обучения современных детей? 4.Как использовать компетентностный подход в работе современного учителя? 5.К каким новым результатам может привести использование компетентностного подхода? Пример построения компетенций на уроках химии в логике «состав-строение-свойство» через вариативное изучение системы «модель-реакция-вещество»: 1.«модель» не пахнет и не проявляет качественных реакций 2.сходные по виду «вещества» могут проявлять разные свойства 3.«модель» и «вещество» не всегда отвечают данным эксперимента.
МОДЕЛЬМОДЕЛЬ СТРОЕНИЕСТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВО РЕАКЦИЯ СВОЙСТВА СОСТАВ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
Урок по теме «Соединения химических элементов» (8 класс, учебник О.С.Габриеляна) Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
Качественная реакция на кислород: O2O2 Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
+ KMnO 4 Сравнение свойств веществ: Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
NH 3 HCl Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО
Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка. 2.Откуда возникает компетентностный подход в работе учителя? 3.Что даёт компетентностный подход для классно- урочной системы обучения современных детей? 4.Как использовать компетентностный подход в работе современного учителя? 5.К каким новым результатам может привести использование компетентностного подхода? Пример применения учителем и детьми навыка конструирования компетенций для работы с химическим содержанием через поиск и отбор информации в логике «вопросительное слово – термин действия (глагол) – единица смысла (существительное)».
Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Класс веществ Общее свойство Возможная функция ОКСИДЫ ОСНОВАНИЯ КИСЛОТЫ СОЛИ Заполните пустые ячейки таблицы…
Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Класс веществ Общее свойство Возможная функция ОКСИДЫоксидностьоксидировать ОСНОВАНИЯосновностьзащелачивать КИСЛОТЫкислотностьзакислять СОЛИсолёностьзасаливать Сравните с результатами поиска в интернет-среде…
Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка. 2.Откуда возникает компетентностный подход в работе учителя? 3.Что даёт компетентностный подход для классно- урочной системы обучения современных детей? 4.Как использовать компетентностный подход в работе современного учителя? 5.К каким новым результатам может привести использование компетентностного подхода?