МОДЕЛЬ инклюзивного образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении
ИНКЛЮЗИЯ (калька с англ. inclusion) – включение, добавление, прибавление, присоединение. Инклюзивное образование – это новое перспективное направление педагогики, принятое в цивилизованных странах и признанное мировой общественностью. Несомненно, с ним связано будущее российского образования, в том числе и специального. Однако, сегодня инклюзивное образование в России делает только первые робкие шаги, которые по своему уникальны и бесценны. Поэтому с положительным опытом инклюзии стоит знакомить широкую педагогическую общественность, его необходимо изучать, анализировать, разумно внедрять в современные российские образовательные реалии.
Проблемы Неразработанность нормативно-правового обеспечения; Недостаточность методической литературы по работе в инклюзивном классе
1 Администрация школы 2 Педагогический коллектив коллектив школы Модель инклюзивного образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении 3 УчительУчитель класса инклюзивного образования 4 Дети с различной патологией + Родители
Задачи администрации школы администрации Внесение необходимых изменений в Устав образовательного учреждения Утверждение положения об инклюзивном классе Создание коррекционно-развивающей среды в образовательном учреждении и инклюзивном классе в частности Обеспечение повышения квалификации сотрудников, работающих в инклюзивных классах Обеспечение сотрудничества с научными педагогическими учреждениями для научно-методического сопровождения процесса инклюзивного обучения Сотрудничество школы с учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и общественными организациями, работающими в микрорайоне Малая наполняемость класса
Задачи педагогического коллектива школы педагогического коллектива Выделение в отдельное направление специального педагогического сопровождения учащихся и родителей инклюзивного класса Обязательное комплексное сопровождение учащихся инклюзивного класса Тесное взаимодействие в рамках реализации индивидуальных образовательных маршрутов Специальная профессиональная подготовка педсовета Проведение обучающих семинаров для сотрудников по приобретению элементарных знаний в смежных областях Владение элементарными знаниями специальной педагогики и психологии Участие во внеклассных мероприятиях инклюзивного класса
Задачи учителя класса инклюзивного обученияучителя Специальная профессиональная подготовка для работы в инклюзивном классе Личностная готовность педагога к работе в инклюзивном классе Постоянное самообразование и получение научного руководства деятельностью Контроль за реализацией индивидуальных образовательных маршрутов Разработка и ведение обучения по индивидуальным листам обучения (ИЛО) Применение ассистивных технологий в обучении Особенность в оценивании достижений учащихся на основе полученных знаний и сформированности общеучебных навыков Мониторинг результатов обучения
Задачи родителей + детей с различной патологиейродителей Обязательное согласие детей и родителей на обучение в инклюзивном классе Предварительное взаимное знакомство между детьми и родителями Совместное участие родителей и детей во внеклассных и учебных мероприятиях, что позволяет создать некую общность Участие в обучающих семинарах и тренингах Активное участие родителей в повседневной жиэни учащихся
Внедрение данной модели Внедрение данной модели возможно при условии: Малой наполняемости класса или введении дополнительной ставки тьютора; Комплексного сопровождения учащихся в образовательном процессе; Предварительного знакомства между детьми; Созданию школьного сообщества дети+родители+педагоги; Обязательного введения индивидуальных образовательных маршрутов
В специальной кор- рекционной школе 152 уже в течение нескольких лет успеш- но проводится интег- ративное и инклю- зивное обучение детей с различными нозоло- гиями. Опыт организации педаго- гического процесса нарабо- танный в образовательном учреждении, бесспорно, актуален в свете современных тенденций развития системы образования в России.