Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования Ноябрь -2011
Оптимизация (от лат. optimum - наилучшее) (от лат. optimum - наилучшее) процесс нахождения или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных. процесс нахождения или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.
ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА Образовательная Образовательная Воспитательная Воспитательная Развивающая Развивающая
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА 1. Организационный 1. Организационный 2. Целевой 2. Целевой 3. Мотивационный 3. Мотивационный 4. Коммуникативный 4. Коммуникативный 5. Содержательный 5. Содержательный 6. Технологический 6. Технологический 7. Контрольно-оценочный 7. Контрольно-оценочный 8.Аналитический 8.Аналитический
особенности учащихся класса уровень класса; уровень класса; отношение к предмету; отношение к предмету; темп работы класса темп работы класса сформированность ЗУН; сформированность ЗУН; отношение к разным видам учебной деятельности; отношение к разным видам учебной деятельности; отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным; отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным; общая дисциплина учащихся. общая дисциплина учащихся.
учет индивидуальных особенностей тип нервной системы; тип нервной системы; коммуникативность; коммуникативность; эмоциональность; эмоциональность; управление восприятием нового материала учащихся; управление восприятием нового материала учащихся; умение преодолеть плохое настроение; умение преодолеть плохое настроение; уверенность в своих знаниях, умениях; уверенность в своих знаниях, умениях; умение импровизировать; умение импровизировать; умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ИКТ. умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ИКТ.
Успех урока хорошее знание материала; хорошее знание материала; бодрое самочувствие; бодрое самочувствие; продуманный план урока; продуманный план урока; чувство «физической» раскованности, свободы на уроке; чувство «физической» раскованности, свободы на уроке; правильный выбор методов обучения; правильный выбор методов обучения; разнообразие методов обучения; разнообразие методов обучения; занимательность изложения; занимательность изложения; ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя; выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников. выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
Затрудняют проведение урока неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»; неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»; безразличное отношение ко всему происходящему на уроке; безразличное отношение ко всему происходящему на уроке; рыхлая композиция урока; рыхлая композиция урока; скованность движений; скованность движений; неумение учащихся работать предложенными методами обучения; неумение учащихся работать предложенными методами обучения; однообразие методов обучения; однообразие методов обучения; бесстрастный рассказ учителя; бесстрастный рассказ учителя; монотонность и сухость при изложении нового материала; монотонность и сухость при изложении нового материала; отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами. отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.
Структурные компоненты качества результатов образовательной деятельности конкурентоспособность ОУ; конкурентоспособность ОУ; качество подготовки выпускников; качество подготовки выпускников; качество обученности школьников; результативность учебных занятий и внеклассных дел; качество обученности школьников; результативность учебных занятий и внеклассных дел; способность школы обеспечить сохранение и укрепление здоровья обучающихся; способность школы обеспечить сохранение и укрепление здоровья обучающихся; уровень воспитанности обучающихся; уровень воспитанности обучающихся; личностные достижения обучающихся и педагогов. личностные достижения обучающихся и педагогов.
Требования к обучению и воспитанию на современном этапе решительный поворот от массового обучения и воспитания к усилению индивидуального подхода, решительный поворот от массового обучения и воспитания к усилению индивидуального подхода, развитие творческих способностей, опора на активные методы обучения, на формирование личности. развитие творческих способностей, опора на активные методы обучения, на формирование личности.
НУЛЕВОЙ УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ Психолого-педагогические особенности учащихся Пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя; Нет заинтересованности, не умеют работать самостоятельно, не пытаются искать собственное решение; Медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно. Основные направления работы Не предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой. Проводить минутки психологической разгрузки; Создавать особую эмоциональную атмосферу урока; Обращение только по имени, похвала, одобрение, ласковый тон.
ОТНОСИТЕЛЬНО АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ Психолого-педагогические особенности учащихся Заинтересованность проявляется только в связи с интересной темой, содержанием урока или необычными приемами преподавания; Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях также легко теряют интерес к учению Торопливы, их внимание можно «держать» вопросами, которые учащиеся задают сами в конце урока по теме; Охотно пользуются планом ответа, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом. Основные направления работыДля них очень важна эмоциональная поддержка; Эмоционально-интеллектуальная атмосфера весь урок.
ИСПОЛНИТЕЛЬНО- АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ Психолого-педагогические особенности учащихся Систематически выполняют д/з, с желанием включаются в учебную деятельность; Предлагают оригинальные пути решения; Работают преимущественно самостоятельно; Начинают скучать, если материал прост, задания не дифференцированы, на уровне всех учащихся класса или параллели, или учитель занят со слабыми учащимися; постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Побуждать к самостоятельности в учении. Основные направления работы Стимулировать проблемные, частично поисковые и эвристические ситуации; Создавать ролевые ситуации (роль эксперта наблюдателя, мудреца, хранителя знаний). Формы контроля для них должны отличаться от обычной репродукции знаний.
ВЫСОКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Психолого-педагогические особенности учащихся Любят решать проблемные, поисковые, нестандартные задачи. Стремятся к самовыражению через различные виды творчества Специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность. Oсновные направления работыСоздание условий для самореализации личности; возможности выразить свое особое отношение к миру.
Позиция школы ребенок в ней – не просто ученик, ребенок в ней – не просто ученик, он – личность, где образовательная среда призвана способствовать тому, чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самосознания с учетом своих психофизиологических особенностей и учебных возможностей. он – личность, где образовательная среда призвана способствовать тому, чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самосознания с учетом своих психофизиологических особенностей и учебных возможностей.
Педагогические условия повышения качества обучения учащихся 1. Использование различного рода педагогических технологий 1. Использование различного рода педагогических технологий Объяснительно-иллюстративные технологии. Объяснительно-иллюстративные технологии. Информационно-коммуникативные технологии. Информационно-коммуникативные технологии. Личностно-ориентированные технологии. Личностно-ориентированные технологии. Технология модульного обучения. Технология модульного обучения. Технология дифференцированного обучения и воспитания. Технология дифференцированного обучения и воспитания. Развивающие технологии. Развивающие технологии. Акмеологические технологии. Акмеологические технологии. Технология обучения и воспитания без насилия. Технология обучения и воспитания без насилия. Технология проблемного обучения и воспитания. Технология проблемного обучения и воспитания. Технология сотрудничества. Технология сотрудничества. Технология коллективного взаимодействия. Технология коллективного взаимодействия.
Педагогические условия повышения качества обучения учащихся 2. Изменение ментальности педагогов 2. Изменение ментальности педагогов 3. Эстетический критерий. 3. Эстетический критерий.
Вывод Развивать у школьников положительную мотивацию к обучению. Развивать у школьников положительную мотивацию к обучению. Осуществлять взаимосвязь обучения учащихся с их воспитанием и развитием. Осуществлять взаимосвязь обучения учащихся с их воспитанием и развитием. Применять личностно-ориентированные педагогические технологии, предусматривающие субъект-субъектный, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный подходы, способствующие повышению качества обучения. Применять личностно-ориентированные педагогические технологии, предусматривающие субъект-субъектный, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный подходы, способствующие повышению качества обучения. Создавать психологическую атмосферу, благоприятную для обучения всех категорий учащихся, которая способна обеспечить доступность качественного обучения. Создавать психологическую атмосферу, благоприятную для обучения всех категорий учащихся, которая способна обеспечить доступность качественного обучения.
Обращение к тебе, Учитель! Нет педагогической панацеи. Нет одного, «самого главного» приема. Радуга из одного цвета – нет радуги. Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат. Многоцветную картину не рисуют одним махом. Терпение и постепенность! Каждый новый прием, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма. Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон. Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником