МБОУ Лицей 130 имени академика М.А. Лаврентьева 25 февраля 2010 Новосибирск Влияние ИКТ на формирование коммуникативной компетенции учащихся Маслова А.Н., зав.кафедрой НШ, учитель начальных классов
Влияние ИКТ на формирование коммуникативной компетенции младших школьников КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - способность личности к речевому общению и умение слушать. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них; внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы; комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку; аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию; адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
Влияние ИКТ на формирование коммуникативной компетенции младших школьников Коммуникативность обеспечивает взаимопонимание : Ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-родитель, т.е. всех участников образовательного процесса
Влияние ИКТ на формирование коммуникативной компетенции младших школьников Традиционные формы и методы формирования коммуникативной компетенции традиционные работы в малых группах организация учебных дискуссий (курс «Образ и мысль» как яркий пример) организация учебного диалога при наличии методического материала, позволяющего организовать учебные взаимодействия некоторые формы проблемного обучения, которые предполагают работу с мнениями учащихся включение ролевых игр
Влияние ИКТ на формирование коммуникативной компетенции младших школьников ИКТ позволяют: представлять информацию в различной форме: текст, графика, схема, аудио, видео, анимация и т.д.; в рамках урока контролировать временные параметры для каждого обучаемого; выдавать большой объем информации по частям; активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти; мобилизовать внимание участника образовательного процесса; использовать наглядность для создания наиболее благоприятного эмоционального фона.; значительно снижать временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний; быть точным и объективным в оценке знаний; печатать, воспроизводить и комментировать информацию; выходить в мировое информационное сообщество; использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях; общаться дистанционно.
Возможности ИКТ, влияющие на речевое развитие, как основу формирования КК Составление рассказа по видеоряду ( умение словесно выражать свою мысль) Работа с текстом, возможность оперативно править деформированный текст (интерактивная доска) Выделение опорных слов Работа со словарными словами ( Интернет, ЭОР…)
Коммуникативный потенциал ИКТ (из нашего опыта) Работа в парах, тройках и т.д. по заданному вопросу (СМРС) Работа в чате Оперативный поиск информации Проектная деятельность
Коммуникативный потенциал ИКТ (из нашего опыта) Создание презентаций учащимся Школьная линия (в лицее 130) Почтовый ящик класса Идеально – сайт учителя или класса.
Спасибо за внимание! МБОУ Лицей 130 имени академика М.А. Лаврентьева 25 февраля 2010 Новосибирск