забота и образование в раннем детстве СТРАТЕГИИ И ПОЛИТИКА Алишер Умаров, Бюро ЮНЕСКО в Москве
Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста сентября 2010 г. Москва, Российская Федерация
Вопросы обеспечения равных стартовых возможностей для каждого ребенка, предоставлени я доступного качественного образования в системе дошкольного образования и в начальной школе.
ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ 1. Обеспечить твердую приверженность ВОДМ: - законодательство, политика и стратегии - доступ к ВОДМ и его расширение - анализ, исследования, мониторинг и оценка 2. Эффективное осуществление прогр. ВОДМ: - справедливость и инклюзивность - качество - наращивание потенциала - партнерские связи 3. Ресурсы для ВОДМ 4. Сотрудничество 5. Доноры6. ЮНЕСКО
ECCE Early Childhood Care and Education ВОДМ – воспитание и образование детей младшего возраста (д.б. ВОДМВ) Забота и Образование в Раннем Детстве (Раннего Детства) Дошкольное образование Подготовка к школе Жизненный старт
Прогноз на
Детство Дети Образование на продолжении всей жизни Взрослость и взросление Детство как отдельная возрастная категория Оградительное детство Дети – разработчики своих траекторий
Стратегия будущего – забота о детях Современный мир стоит перед решением комплекса задач, многие из которых без преувеличения можно назвать самыми насущными и первоочередными. Между тем, не во всех странах комплекс мер долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года не предусматривает сегодня инвестирования в проекты, направленные на развитие детей.
Положительные тенденции Численность воспитанников в учреждениях ДО и показатели охвата детей ДО: рост с 58% в 2005 году до 59,8% в Однако это ниже показателя 1991 года = 63,0%. Охват ДО на 1 янв года по возрасту : от 1 года до 3-х лет = 32,5%, от 3-х до 5 лет = 71,8%, старше 5 лет = 78,2% В РС (Якутия), Чувашия законы об обязательном предшкольном образовании, охват = 98%. Так же в Москве
Тревожные вопросы для стратегии «Детей в России становится все меньше, а их здоровье – все хуже». Евгений Григорьевич Ясин: «У нас сегодня к человеку с интеллектуальным даром, человеку образованному, талантливому и т.д., уделяется меньше внимания и уважения, чем нужно, а это для молодежи важно». [Взято из документов заседаний Общественной палаты] [Взято из документов заседаний Общественной палаты]
Дети остаются одной из самых уязвимых социальных групп населения в России. Политика в интересах детей, проводимая в РФ требует корректировки на основе внедрения новых методов и подходов Основная часть расходов в сфере детства из регион. бюджетов, в объеме расходов федер. бюджета расходы на детей менее 2%. В целом расходы на социальную поддержку семей, детей в 2010 году в Российской Федерации составила 0,79% ВВП.
Российский дискурс детства Несколько базовых стереотипов в российском обществе: Родители любят своих детей. Родительская любовь заложена природой на уровне инстинкта – это тайна природы, недоступная разуму. Каждый ребенок нуждается в постоянном присмотре и контроле взрослого. Без взрослого ребенок становится неуправляе- мым и неизвестно, что там с ним происходит (и это плохо).
Российский дискурс детства 2 Все дети одинаковые. Те, кто развиваются быстрее или медленнее – это исключения, одни – вундеркинды или таланты, другие подлежат коррекции. Дети должны жить в семьях. Они растут в семьях. В зависимости от этого происходит деление детей на благополучных (тех, кто растет в семье) и неблагополучных (вырастают вне семьи).
Российский дискурс детства 3 Дети должны воспроизводить взрослых. Дети должны разделять ценности своих родителей и их представления о жизни. Родители знают, как воспитывать своих детей. Это обусловлено их природой и тем, что у них есть жизненный опыт. [Взято из документов Форсайт-проекта «Детство»]
ТЕХНОЛОГИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ [Взято из документов проекта «Образование 2030: Дорожные карты будущего»]
ИКТ «Все в сети» «Точка бога» «Шестое чувство» Умная Среда Когнитивные и биотех «Психоразрыв» HTTP-2 Новые материалы 3D производство (DIY) Графеновая революция Киберизация Технологии: Карта 2я психоделическая революция
Образование 2030: Основные выводы Масштабные изменения в образовании неизбежны в ближайшие годы Образование будет непрерывным, повсеместным, человеко-ориентированным, представленным множеством форм Трансформация образования – шанс для роста бизнеса и экономики, инструмент влияния на глобальном рынке. Форсайт указывает на некоторые из возникающих возможностей. Государство и общество может поддержать или блокировать эти возможности.
Кто за что отвечает?