Кому принадлежит школьная отметка?
Современная российская школа сегодня должна «содействовать здоровью, вырабатывая единый подход к решению проблемы, основанной на научно обоснованном оздоровительно- образовательном процессе с учетом психофизиологических, типологических, половых, возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки, в которой находится образовательное учреждение»
Нормы и критерии оценочной деятельности в начальной школе существуют по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру (письмо Минобразования России от /14-15). Это единственно действующие нормы и критерии оценочной деятельности в начальной школе по всей территории Российской Федерации.
Успеваемость - альфа и омега школьной системы. Нередко оценки и замечания в дневнике школьника понуждают взрослых к немедленному действию. А оно не всегда исходит из адекватного анализа ситуации и не всегда претворяется в оптимальную и разумную помощь ребенку. Часто поступки взрослых являются только актами их тревоги и раздражения.
Критерии готовности ребёнка к школе Готовность к школе: физическая, нравственная, психологическая, мыслительная.
Между школой и домом
В 1 классе четырехлетней начальной школы исключается система бального (отметочного) оценивания, недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и т.д.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме того, нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т.п. В 1 классе четырехлетней начальной школы исключается система бального (отметочного) оценивания, недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и т.д.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме того, нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т.п.
Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)
Характеристика цифровой оценки (отметки): «5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения;
Характеристика цифровой оценки (отметки): «4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
Характеристика цифровой оценки (отметки): «3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
Характеристика цифровой оценки (отметки): «2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.
Оценка для ученика
Смысл школьной оценки как своего рода обратной связи от учителя к ученику – дать понять последнему, с каким качеством он выполнил то или иное задание. Ребенок сам должен придти к пониманию тех оснований, по которому учитель выставляет ему ту или иную отметку. В этом - необходимое условие развития у него полноценной способности и стремления к учению. А это значит: для того, чтобы "принять" внешнюю отметку, он уже должен обладать некоторыми умениями самооценивания, причем адекватного.
Ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку. При выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным. Ученику дается возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.
Оценка для учителя
Важно требование объективности оценки. Это проявляется прежде всего в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важно потому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и, невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику – завышает, а троечнику – занижает.
Оценка для родителей
Многие родители считают, что успеваемость ребенка – один из критериев, определяющих отношение к нему со стороны учителей и детей. Взрослые опасаются, что неудачный школьный старт приведет к репутации «неуспевающего» и «неспособного». Помимо этого успеваемость бессознательно воспринимается взрослыми как оценка, которая выставляется им лично.
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется прежде всего по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля ставит важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.