Педагогическая поддержка
В законе Об образовании одной из основных целей школы заявлена ориентация на самоопределение личности учащегося и создание условий для его самореализации. Концепция российского образования, ориентированнная на развитие самостоятельности человека, способность делать ответственный выбор, на индивидуальную помощь ребенку в решении его проблем, потребовала вычленения наряду с обучением ми воспитанием особой сферы деятельности - педагогической поддержки
Это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий( проблем), мешающих ему сохранить свое собственное человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, в развитии индивидуальности (О.С.Газман)
ИСТОЧНИКИ ПРЕПЯТСТВИЙ Сам ребенок (переживания,недостаточность опыта, волевая и эмоциональная сфера, мотивация и пр.) Материальные условия (недостаточность учебных средств, материальное положение семьи,стол не по росту и пр.) Окружающая среда ( школьная и внешкольная среда общения, работники школы –учителя, администрация,друзья,семья,социокультурная атмосфера и пр.)
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ 1.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ Фиксация факта, сигнала, проблемы, установление контакта с ребенком проговаривание самим ребенком своей проблемы, совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка. ЦЕЛЬ: Осознание ребенком сути проблемы, ее места в его жизни. ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: помочь ребенку сформулировать саму проблему( проговорить) и выяснить как он относится.Необходимо обязательно получить согласие ребенка на оказание ему помощи в решении проблемы.
2.ПОИСКОВЫЙ поиск причин возникновения проблемы вместе с ребенком, взгляд на ситуацию со сторны ( глазами ребенка) ЦЕЛЬ: принятие ребенком на себя ответственности за возникновение и решение проблемы. ЗАДАЧА ПЕДАГОГА:помочь выявить связанные с проблемой факты, обстоятельства, причины, которые привели к затруднению
3. ДОГОВОРНЫЙ поиск способов выхода из создавшейся ситуации,может быть длительным, включать в себя обсуждение, наблюдение, встречи с людьми, которые имеют отношение к возникновению проблемы. Важно проявить внимание ко всем способам решения проблемы( причем, безоценочно), которые предлагает ребенок, стимулировать активность при обсуждении преимущества того или иного способа. ЦЕЛЬ: Выстраивание ( проектирование) взаимодействия педагога и школьника по решению проблемы ( заключение договора в любой форме) и распределение действий на добровольной основе: кто и что берет на себя? ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: поддержать ребенка в выборе решения проблемы и выразить свою готовность помочь
4. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ практические действия самого ребенка и педагога а) действует сам ребенок: со стороны педагога одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; б) действует сам педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее. ЦЕЛЬ: практическое разрешение проблемы. ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: обеспечить, по возможности, успех, поддержать морально, если надо, защитить интересы ребенка перед сверстниками, родителями, учителями и т.д. По необходимости, воспользоваться помощью психологов, медиков, учителей –предметников, помощью психологов, социальных работников и т.д.
5. Рефлексивный совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирования затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности ЦЕЛЬ: выделить ключевые моменты, ведущие к разрешению проблемы, подтверждающие правильность или ошибочность спроектированных ребенком действий. Особое внимание обратить на чувства и эмоции, оказание помощи при их проговаривании.