Основные тенденции, проявившиеся в последнее десятилетие в области оценки качества образования Основные тенденции, проявившиеся в последнее десятилетие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения.
Advertisements

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ построения общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) Профессор Долматов Александр Васильевич.
Развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО)
2 Основные понятия РСОКО Качество образования – это совокупность свойств образования, определяющих его пригодность удовлетворять запросам потребителей.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
Становление культурной формы действия представляется в виде трех этапов-уровней опосредствования: формальный – овладение внешними особенностями.
Современная система оценки качества образования, открытость и доступность.
Проблемы управления качеством образования в школе в контексте нового поколения образовательных стандартов Романова Т. Т., начальник Управления дошкольного.
Татьяна Марковна Гозман, заместитель начальника управления, к.п.н., доцент Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.
1 «Формирование и развитие региональной системы оценки качества образования: проблемы и перспективы». 9 октября, 2008 г. г. Нальчик КПМО КБР
Управление развитием системы оценки качества образования на федеральном уровне 5 ноября 2011г., г.Москва.
Система оценки качества образования в современной школе: подходы, модели, технологии Сергеева Т.Ф., начальник отдела научно- методического обеспечения.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» АВГУСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ СЕКЦИЯ «Региональная.
МОУ СОШ 2 ЮРЬЕВЕЦ 2010 ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Система оценки качества образования формирование региональной модели.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
« Управленческая проблематика внедрения образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» Н.М.Шадрина, эксперт ИПОП «Эврика»
Об опыте регулярных и нерегулярных исследований состояния системы образования в регионе Чупин В.Н., директор Регионального центра мониторинга в образовании,
Модель внутриучрежденческой системы оценки качества образования МБОУСОШ 21.
Транксрипт:

Основные тенденции, проявившиеся в последнее десятилетие в области оценки качества образования Основные тенденции, проявившиеся в последнее десятилетие в области оценки качества образования

Базисные изменения социально-экономической ситуации в экономике - это переход к рыночной экономике и соответствующим ей формам трудовой занятости населения и рынка труда в целом; в экономике - это переход к рыночной экономике и соответствующим ей формам трудовой занятости населения и рынка труда в целом; в политике - изменение роли государства, демократизация социального устройства и движение к гражданскому обществу; в политике - изменение роли государства, демократизация социального устройства и движение к гражданскому обществу; в социальной жизни - глобализация и либерализация общества, усиление его открытости в социальной жизни - глобализация и либерализация общества, усиление его открытости

В одобренных Правительством Российской Федерации приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации отмечается «… необходимо сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ».

Основные тенденции, в области оценки качества образования Основные тенденции, в области оценки качества образования Изменение понимания качества образования: в системе рыночных отношений качество рассматривается с позиций его соответствия требованиям потребителя (потребностям учащихся, их родителей, рынка труда, общества и государства); Изменение понимания качества образования: в системе рыночных отношений качество рассматривается с позиций его соответствия требованиям потребителя (потребностям учащихся, их родителей, рынка труда, общества и государства); Комплексное рассмотрение проблем оценки качества образования, управления качеством образования и обеспечения качества образования путем создания ключевых элементов системы обеспечения качества образования (наличие образовательных стандартов, оценки достижения стандартов независимыми организациями, обеспечение автономии образовательных учреждений и пр.). Комплексное рассмотрение проблем оценки качества образования, управления качеством образования и обеспечения качества образования путем создания ключевых элементов системы обеспечения качества образования (наличие образовательных стандартов, оценки достижения стандартов независимыми организациями, обеспечение автономии образовательных учреждений и пр.).

Основные тенденции, в области оценки качества образования Развитие новых элементов системы оценки качества образования как сочетание внутренней и внешней оценки; сочетание оценочной деятельности как средства отчетности, так и средства оказания поддержки образовательного учреждения в его развитии и др.; Развитие новых элементов системы оценки качества образования как сочетание внутренней и внешней оценки; сочетание оценочной деятельности как средства отчетности, так и средства оказания поддержки образовательного учреждения в его развитии и др.; Использование многоуровнего системного моделирования при планировании исследований качества образования и анализе результатов: выделение показателей, характеризующих разные уровни образовательной системы (общероссийский, региональный, муниципальный уровни, уровень общеобразовательного учреждения), а также показателей, характеризующих инвестиции в образование, образовательный процесс и образовательные достижения; Использование многоуровнего системного моделирования при планировании исследований качества образования и анализе результатов: выделение показателей, характеризующих разные уровни образовательной системы (общероссийский, региональный, муниципальный уровни, уровень общеобразовательного учреждения), а также показателей, характеризующих инвестиции в образование, образовательный процесс и образовательные достижения;

Основные тенденции, в области оценки качества образования Более широкое понимание образовательных достижений; вводятся следующие показатели образовательных достижений: образовательные достижения по отдельным предметам; образовательные достижения по отдельным предметам; динамика образовательных достижений, отношение к учебным предметам; динамика образовательных достижений, отношение к учебным предметам; ключевые (внепредметные) компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.); ключевые (внепредметные) компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.); удовлетворенность образованием; удовлетворенность образованием; степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий и др.); степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий и др.); дальнейшее образование и карьера выпускника. дальнейшее образование и карьера выпускника.

Основные тенденции, в области оценки качества образования Проведение широкомасштабных мониторинговых исследований качества образования на общероссийском, региональном, муниципальном уровнях, уровне общеобразовательного учреждения как основы для принятия управленческих решений. Проведение широкомасштабных мониторинговых исследований качества образования на общероссийском, региональном, муниципальном уровнях, уровне общеобразовательного учреждения как основы для принятия управленческих решений.

1. «Качество образования» и современные образовательные реалии.

Качество образования представляет собой категорию, которая выражает степень соответствия образовательных результатов требованиям к системе образования со стороны личности, государства и общества как основных «заказчиков» и «потребителей» образования. представляет собой категорию, которая выражает степень соответствия образовательных результатов требованиям к системе образования со стороны личности, государства и общества как основных «заказчиков» и «потребителей» образования.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (п. 6 ст. 2) закреплен государственно- общественный характер управления образованием как принцип государственной политики в области образования, однако прямые указания закона об участии представителей работодателей, общественности в процедурах контроля и оценки качества образования в современном законодательстве России отсутствуют. закреплен государственно- общественный характер управления образованием как принцип государственной политики в области образования, однако прямые указания закона об участии представителей работодателей, общественности в процедурах контроля и оценки качества образования в современном законодательстве России отсутствуют.

Исторически сложившаяся в России практика оценки качества образования не в полной мере соответствует целям и задачам ОСОКО по следующим основаниям: 1. Существующая в настоящее время практика оценки качества в процедурах государственной итоговой аттестации выпускников и аттестации образовательных учреждений выявляет только один аспект качества - соответствие образовательных результатов выпускников государственным требованиям, аккумулированным в государственных образовательных стандартах общего среднего образования, как зафиксированной документально норме качества образования. Таким образом, по своей сути эта оценка является ведомственной (отраслевой), отражающей потребности и интересы только одного «заказчика» образования (государства). 1. Существующая в настоящее время практика оценки качества в процедурах государственной итоговой аттестации выпускников и аттестации образовательных учреждений выявляет только один аспект качества - соответствие образовательных результатов выпускников государственным требованиям, аккумулированным в государственных образовательных стандартах общего среднего образования, как зафиксированной документально норме качества образования. Таким образом, по своей сути эта оценка является ведомственной (отраслевой), отражающей потребности и интересы только одного «заказчика» образования (государства).

Исторически сложившаяся в России практика оценки качества образования не в полной мере соответствует целям и задачам ОСОКО по следующим основаниям: 2. В настоящее время в отечественной системе образования в недостаточной степени достигается «прозрачность» и открытость процедур оценки качества образования. Результаты оценки качества подготовки выпускников не становятся достоянием общественности; не распространена традиция официальных и общественных рейтингов образовательных учреждений. 2. В настоящее время в отечественной системе образования в недостаточной степени достигается «прозрачность» и открытость процедур оценки качества образования. Результаты оценки качества подготовки выпускников не становятся достоянием общественности; не распространена традиция официальных и общественных рейтингов образовательных учреждений.

Исторически сложившаяся в России практика оценки качества образования не в полной мере соответствует целям и задачам ОСОКО по следующим основаниям: существующая сегодня практика оценки качества образования носит преимущественно ведомственный, закрытый характер и отражает требования к качеству образования только одного «заказчика» образования - государства. Ни в постановке целей обучения, ни в оценке степени их достижения обучаемыми не принимают участия работодатели и местное сообщество как потребители «продукта», произведенного в системе образования. существующая сегодня практика оценки качества образования носит преимущественно ведомственный, закрытый характер и отражает требования к качеству образования только одного «заказчика» образования - государства. Ни в постановке целей обучения, ни в оценке степени их достижения обучаемыми не принимают участия работодатели и местное сообщество как потребители «продукта», произведенного в системе образования.

2. «Качество образования» и «общественная составляющая» управлением качества образования.

Задача формирования государственно- общественного характера управления качеством образования может быть реализована путем создания в республике¸ муниципальном образовании, школе условий и ресурсов для развития такой модели управления качеством образования, в которой предусмотрены распределение, согласование, разграничение функций, полномочий и ответственности всех социальных партнеров (субъектов управления качеством образования).

Одним из условий реализации принципа государственно-общественного управления в сфере образования выступает создание в республике, муниципальном образовании, школе государственно-общественной системы независимой оценки результатов и условий деятельности производителей образовательных услуг (государственных и негосударственных образовательных учреждений/организаций, реализующих образовательные программы разных уровней на территории республики), а также качества образования учащихся. выступает создание в республике, муниципальном образовании, школе государственно-общественной системы независимой оценки результатов и условий деятельности производителей образовательных услуг (государственных и негосударственных образовательных учреждений/организаций, реализующих образовательные программы разных уровней на территории республики), а также качества образования учащихся.

3. Понимание общероссийской системы качества образования (ОСОКО)

Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО) совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающей основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений школьников, оценку качества образования в конкретном общеобразовательном учреждении, а также качество образования на федеральном, региональном, муниципальном и уровнях. совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающей основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений школьников, оценку качества образования в конкретном общеобразовательном учреждении, а также качество образования на федеральном, региональном, муниципальном и уровнях.

Создание общероссийской системы оценки качества образования в РФ направлено на достижение следующих целей: обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения; обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения; обеспечение единого образовательного пространства; обеспечение единого образовательного пространства; повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству); повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству); принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования на уровне отдельного общеобразовательного учреждения, а также муниципальных, региональных и федеральных уровней образования; принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования на уровне отдельного общеобразовательного учреждения, а также муниципальных, региональных и федеральных уровней образования; создание прозрачной картины для потенциальных инвесторов в систему общего и профессионального образования. создание прозрачной картины для потенциальных инвесторов в систему общего и профессионального образования.

Достижение поставленных целей требует построения системы оценки качества образования на основе следующих принципов: реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; возрастно-психологической адекватности процедур и показателей; возрастно-психологической адекватности процедур и показателей; учета типовых социально-экономических и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации; учета типовых социально-экономических и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации; открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; открытости и доступности информации о состоянии и качестве образования; открытости и доступности информации о состоянии и качестве образования;

Достижение поставленных целей требует построения системы оценки качества образования на основе следующих принципов: повышения потенциала внутренней оценки, самооценки; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки; осуществления внешней оценки структурами, функционально и ресурсно независимыми от системы управления образованием; осуществления внешней оценки структурами, функционально и ресурсно независимыми от системы управления образованием; централизованной разработки процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований на основе апробированных российских и зарубежных аналогов централизованной разработки процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований на основе апробированных российских и зарубежных аналогов широкого обсуждения в профессиональном сообществе содержания, процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований; широкого обсуждения в профессиональном сообществе содержания, процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований; соблюдения преемственности в образовательной политике и традиций российской системы образования. соблюдения преемственности в образовательной политике и традиций российской системы образования.

Основные задачи, которые должны выполняться общероссийской системой оценки качества образования (ОСОКО): 1. Оценка готовности к обучению учащихся в начальной и основной школе для учета индивидуальных особенностей обучающихся при их обучении в начальной и основной школе. 1. Оценка готовности к обучению учащихся в начальной и основной школе для учета индивидуальных особенностей обучающихся при их обучении в начальной и основной школе. 2. Оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации по завершению основной и старшей школы и отбора для поступления на следующую ступень обучения. 2. Оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации по завершению основной и старшей школы и отбора для поступления на следующую ступень обучения.

Основные задачи, которые должны выполняться общероссийской системой оценки качества образования (ОСОКО): 3. Формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования, в том числе оценку качества образовательного учреждения (с использованием процедур государственной (итоговой) аттестации школьников и государственной аккредитации образовательных учреждений), оценку качества образования, предоставляемого в региональных и муниципальных системах в том числе с использованием российских и зарубежных мониторинговых исследований. 3. Формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования, в том числе оценку качества образовательного учреждения (с использованием процедур государственной (итоговой) аттестации школьников и государственной аккредитации образовательных учреждений), оценку качества образования, предоставляемого в региональных и муниципальных системах в том числе с использованием российских и зарубежных мониторинговых исследований.

Основные пользователи информации, представляемой общероссийской системой оценки качества образования: обучающиеся и их родители; обучающиеся и их родители; педагогические коллективы школ; педагогические коллективы школ; система повышения квалификации работников образования и методические службы; система повышения квалификации работников образования и методические службы; органы управления образованием; органы управления образованием; работодатели. работодатели.

К основным принципам отбора показателей для оценки качества образования можно отнести следующие: ориентация на требования внешних пользователей; ориентация на требования внешних пользователей; учет потребностей системы образования; учет потребностей системы образования; минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования; минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования; инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

К основным принципам отбора показателей для оценки качества образования можно отнести следующие: оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности); оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности); иерархичность системы показателей; иерархичность системы показателей; сопоставимость системы показателей с международными аналогами; сопоставимость системы показателей с международными аналогами; соблюдение морально-этических норм в отборе показателей. соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.

Необходимо развивать существующие организационные структуры, механизмы и процедуры по следующим направлениям: упорядочивание информационных потоков: исключение дублирования или повторных запросов в адрес образовательного учреждения на предоставление одной и той же информации; вся информация, собираемая из первичных источников, должна быть доступна для официального использования на уровне общеобразовательного учреждения, муниципальном, региональном и федеральном уровнях; упорядочивание информационных потоков: исключение дублирования или повторных запросов в адрес образовательного учреждения на предоставление одной и той же информации; вся информация, собираемая из первичных источников, должна быть доступна для официального использования на уровне общеобразовательного учреждения, муниципальном, региональном и федеральном уровнях; разграничение полномочий различных организационных структур (аттестационных, методических, инспекторских и др. служб контроля и оценки) и координация их деятельности; разграничение полномочий различных организационных структур (аттестационных, методических, инспекторских и др. служб контроля и оценки) и координация их деятельности;

Необходимо развивать существующие организационные структуры, механизмы и процедуры по следующим направлениям: объективизация существующих экспертных процедур и технологий, традиционных методов оценки и контроля; объективизация существующих экспертных процедур и технологий, традиционных методов оценки и контроля; введение механизмов обязательной общественно-профессиональной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений; введение механизмов обязательной общественно-профессиональной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений; осуществление централизованной разработки диагностических средств; осуществление централизованной разработки диагностических средств; разработка и внедрение программ повышения квалификации и переподготовки работников образования в области оценки качества образования. разработка и внедрение программ повышения квалификации и переподготовки работников образования в области оценки качества образования.

Также предполагается создание новых организационных структур и механизмов: федерального информационно-аналитического центра оценки качества образования, осуществляющего разработку показателей и требований к основным технологиям и процедурам оценки качества образования, сбор и обобщение информации, подготовку ежегодного отчета о состоянии образования в России и рекомендации по развитию системы образования; федерального информационно-аналитического центра оценки качества образования, осуществляющего разработку показателей и требований к основным технологиям и процедурам оценки качества образования, сбор и обобщение информации, подготовку ежегодного отчета о состоянии образования в России и рекомендации по развитию системы образования; системы мониторинга качества образования, направленного на выявление тенденций развития российской системы образования и ее основных проблем (в рамках международных, общероссийских и региональных обследований), и на его основании принимать те или иные управленческие решения по результатам, которые будут получаться в системе ОСОКО; системы мониторинга качества образования, направленного на выявление тенденций развития российской системы образования и ее основных проблем (в рамках международных, общероссийских и региональных обследований), и на его основании принимать те или иные управленческие решения по результатам, которые будут получаться в системе ОСОКО; системы сертификации педагогических тестовых материалов. системы сертификации педагогических тестовых материалов.

4. Моделирование региональной системы оценки качества образования (РСОКО) РСО-Алания (региональный, муниципальный уровни, уровень общеобразовательного учреждения)

Региональная система оценки качества образования РСО- Алания Региональная система оценки качества образования РСО- Алания представляет собой целостную систему диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образованием, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и их нормативно-правовые регламенты, обеспечивающие управление качеством образования. представляет собой целостную систему диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образованием, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и их нормативно-правовые регламенты, обеспечивающие управление качеством образования.

Цели деятельности РСОКО РСО-Алания: Цели деятельности РСОКО РСО-Алания: информационное обеспечение принятия обоснованных управленческих решений по проблемам повышения качества образования и развития РСОКО РСО-Алания; информационное обеспечение принятия обоснованных управленческих решений по проблемам повышения качества образования и развития РСОКО РСО-Алания; использование результатов оценки и самих оценочных процедур в качестве механизма влияния на реализацию приоритетных направлений развития системы образования (региональный, муниципальный уровни, уровень общеобразовательного учреждения) и повышение его качества; использование результатов оценки и самих оценочных процедур в качестве механизма влияния на реализацию приоритетных направлений развития системы образования (региональный, муниципальный уровни, уровень общеобразовательного учреждения) и повышение его качества; формирование механизма трансформации запросов субъектов внешней среды, представляющих личность, государство и общество, в требования (заказ) к качеству образования; формирование механизма трансформации запросов субъектов внешней среды, представляющих личность, государство и общество, в требования (заказ) к качеству образования;

РСОКО РСО-Алания включает в себя: оценку качества образования в процедурах итоговой государственной аттестации выпускников учреждений общего среднего образования; оценку качества образования в процедурах итоговой государственной аттестации выпускников учреждений общего среднего образования; оценку качества образования учащихся в процедурах аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих образовательные программы на территории РСО-Алания; оценку качества образования учащихся в процедурах аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих образовательные программы на территории РСО-Алания; оценку условий реализации образовательных программ в процедурах лицензирования общеобразовательных учреждений; оценку условий реализации образовательных программ в процедурах лицензирования общеобразовательных учреждений; мониторинги различных параметров качества образования в соответствии с приоритетами региональной образовательной политики и по запросам различных заказчиков образования (работодателей, общественности и т.д.); мониторинги различных параметров качества образования в соответствии с приоритетами региональной образовательной политики и по запросам различных заказчиков образования (работодателей, общественности и т.д.); общественно-профессиональные рейтинги общеобразовательных учреждений различного уровня, реализующих программы на территории РСО-Алания, и отдельных образовательных программ. общественно-профессиональные рейтинги общеобразовательных учреждений различного уровня, реализующих программы на территории РСО-Алания, и отдельных образовательных программ.

Согласно принципу иерархичности, РСОКО РСО-А имеет следующие уровни федеральный уровень, федеральный уровень, региональный уровень, региональный уровень, муниципальный уровни, муниципальный уровни, уровень общеобразовательного учреждения, каждый из которых решает задачи сквозного характера, обеспечивающие федеральную «вертикаль», и задачи собственного уровня. уровень общеобразовательного учреждения, каждый из которых решает задачи сквозного характера, обеспечивающие федеральную «вертикаль», и задачи собственного уровня.

функциональная наполненность деятельности по оценке качества на каждом уровне характеризуется: - инвариантной составляющей, обеспечивающей интересы вышестоящего уровня (федеративный) в вопросах управления качеством образования; - инвариантной составляющей, обеспечивающей интересы вышестоящего уровня (федеративный) в вопросах управления качеством образования; - вариативной составляющей, которая обеспечивает собственные приоритеты развития качества образования республики, муниципалитета, отдельного образовательного учреждения. - вариативной составляющей, которая обеспечивает собственные приоритеты развития качества образования республики, муниципалитета, отдельного образовательного учреждения.

Основными информационными источниками для организации РСОКО РСО-Алания выступают: процедуры лицензирования, государственной аттестации и аккредитации общеобразовательных учреждений (инвариантная составляющая); процедуры лицензирования, государственной аттестации и аккредитации общеобразовательных учреждений (инвариантная составляющая); единый государственный экзамен (ЕГЭ) (инвариантная составляющая); единый государственный экзамен (ЕГЭ) (инвариантная составляющая); новая форма аттестации выпускников 9- ых классов (вариативная составляющая); новая форма аттестации выпускников 9- ых классов (вариативная составляющая); итоговая аттестация выпускников 9-х, 11-х классов (все, что вне ЕГЭ) (вариативная составляющая); итоговая аттестация выпускников 9-х, 11-х классов (все, что вне ЕГЭ) (вариативная составляющая);

Основными информационными источниками для организации РСОКО РСО-Алания выступают: данные государственной образовательной статистики и ведомственной статистики, собираемой органами управления образованием (инвариантная и вариативная составляющие); данные государственной образовательной статистики и ведомственной статистики, собираемой органами управления образованием (инвариантная и вариативная составляющие); данные государственной статистики других ведомств, демографическая статистика и т.д. (инвариантная и вариативная составляющие); данные государственной статистики других ведомств, демографическая статистика и т.д. (инвариантная и вариативная составляющие); процедуры текущего контроля общеобразовательных учреждений: образовательные достижения учащихся, мониторинг и диагностика обученности и т.д. (вариативная составляющая); процедуры текущего контроля общеобразовательных учреждений: образовательные достижения учащихся, мониторинг и диагностика обученности и т.д. (вариативная составляющая); внешний и внутренний образовательный аудит (вариативная составляющая); внешний и внутренний образовательный аудит (вариативная составляющая); процедуры профессиональной аттестации педагогов всех уровней (вариативная составляющая); процедуры профессиональной аттестации педагогов всех уровней (вариативная составляющая);

Основными информационными источниками для организации РСОКО РСО-Алания выступают: профессиональные конкурсы мастерства (вариативная составляющая); профессиональные конкурсы мастерства (вариативная составляющая); данные федеральных мониторингов качества образования (инвариантная составляющая); данные федеральных мониторингов качества образования (инвариантная составляющая); данные международных исследований качества образования: PISA, TIMSS и др. (инвариантная составляющая). данные международных исследований качества образования: PISA, TIMSS и др. (инвариантная составляющая).

Открытость и «прозрачность» информации в сфере оценки качества образования достигаются на основе публикаций в средствах массовой информации на основе публикаций в средствах массовой информации на веб-сайте; на веб-сайте; составления и публикации общественных рейтингов общеобразовательных учреждений по различным аспектам качества образования; составления и публикации общественных рейтингов общеобразовательных учреждений по различным аспектам качества образования; информирования работодателей, общественности и т.д. информирования работодателей, общественности и т.д.

В зависимости от целевых групп пользователей информационными продуктами, созданными в рамках РСОКО РСО-Алания, на уровне муниципальных управлений образования необходимо разработать организационные схемы процесса обеспечения информацией о качестве образования с указанием сроков, периодичности, форматов, ответственных за предоставление информации на республиканском, муниципальном, школьном уровнях. организационные схемы процесса обеспечения информацией о качестве образования с указанием сроков, периодичности, форматов, ответственных за предоставление информации на республиканском, муниципальном, школьном уровнях.

Требования к показателям/индикаторам, подлежащим оценке в процессе мониторингов в системе оценки качества образования (региональный, муниципальный уровни, уровень общеобразовательного учреждения), полнота охвата в сочетании с относительной простотой инструментария оценки; полнота охвата в сочетании с относительной простотой инструментария оценки; необходимость и достаточность (система показателей должна быть построена таким образом, чтобы они не дублировали друг друга и в целом обеспечивали получение полной информации по всем блокам системы оценки качества); необходимость и достаточность (система показателей должна быть построена таким образом, чтобы они не дублировали друг друга и в целом обеспечивали получение полной информации по всем блокам системы оценки качества); оперативность (система показателей должна обеспечивать быстрый сбор информации в целях принятия управленческих решений); оперативность (система показателей должна обеспечивать быстрый сбор информации в целях принятия управленческих решений); экономическая целесообразность (процесс измерения и расчета показателей/индикаторов должен быть относительно дешевым по трудозатратам); экономическая целесообразность (процесс измерения и расчета показателей/индикаторов должен быть относительно дешевым по трудозатратам);

Требования к показателям/индикаторам, подлежащим оценке в процессе мониторингов в системе оценки качества образования (региональный, муниципальный уровни, уровень общеобразовательного учреждения), универсальность (система показателей должна быть инвариантной относительно социально- экономических и других особенностей субъекта РФ в целях технологического обеспечения сравнительного анализа мониторинговой информации на федеральном уровне); универсальность (система показателей должна быть инвариантной относительно социально- экономических и других особенностей субъекта РФ в целях технологического обеспечения сравнительного анализа мониторинговой информации на федеральном уровне); однозначность интерпретации значений показателей (информация, которую обеспечивают показатели, не должна допускать возможности многозначного ее толкования для эффективного принятия стратегических и оперативных управленческих решений); однозначность интерпретации значений показателей (информация, которую обеспечивают показатели, не должна допускать возможности многозначного ее толкования для эффективного принятия стратегических и оперативных управленческих решений); открытость системы показателей мониторинга для пользователей как условие инвестиционной привлекательности региональных систем образования и эффективного использования ее ресурсов. открытость системы показателей мониторинга для пользователей как условие инвестиционной привлекательности региональных систем образования и эффективного использования ее ресурсов.

Важнейшими задачами РСОКО РСО-Алания на ближайшее время являются: осуществление внешней оценки учебных достижений обучающихся на всех уровнях и ступенях образования; осуществление внешней оценки учебных достижений обучающихся на всех уровнях и ступенях образования; проведение системного и сравнительного анализа качества услуг, предоставляемых общеобразовательными учреждениями; проведение системного и сравнительного анализа качества услуг, предоставляемых общеобразовательными учреждениями; обеспечение открытости объективной информации в сфере результатов образовательной деятельности, доступности всем категориям пользователей образовательной статистики; обеспечение открытости объективной информации в сфере результатов образовательной деятельности, доступности всем категориям пользователей образовательной статистики; проведение сопоставительного мониторинга учебных достижений учащихся, проведение сопоставительного мониторинга учебных достижений учащихся,

Концепция построения РСОКО РСО-Алания (региональный, муниципальный уровни, уровень общеобразовательного учреждения) основывается на следующих основных принципах: профессионализм, объективность, гласность, прозрачность, справедливость, периодичность, преемственность, подотчетность, непрерывность развития и международное сотрудничество. профессионализм, объективность, гласность, прозрачность, справедливость, периодичность, преемственность, подотчетность, непрерывность развития и международное сотрудничество.

Составляющими модели региональной системы оценки качества образования (РСОКО) РСО-Алания должны стать: распределенная по региону система опорных баз проведения стандартизированных массовых контрольно-оценочных процедур не только для итоговой аттестации, но и работающих на постоянной основе; распределенная по региону система опорных баз проведения стандартизированных массовых контрольно-оценочных процедур не только для итоговой аттестации, но и работающих на постоянной основе; материально-техническое и информационно- технологическое оснащение распределенных пунктов проведения и автоматизированной обработки результатов тестирования; материально-техническое и информационно- технологическое оснащение распределенных пунктов проведения и автоматизированной обработки результатов тестирования; система подготовки специалистов для обеспечения правильности проведения контрольно-оценочных процедур по новым технологиям и использования их результатов в образовательной практике; система подготовки специалистов для обеспечения правильности проведения контрольно-оценочных процедур по новым технологиям и использования их результатов в образовательной практике;

Составляющими модели региональной системы оценки качества образования (РСОКО) РСО-Алания должны стать: банк валидного инструментария педагогических измерений и надежных контрольно-оценочных процедур, обеспечение конфиденциальности контрольно-измерительных материалов на всех этапах контрольно-оценочного процесса; банк валидного инструментария педагогических измерений и надежных контрольно-оценочных процедур, обеспечение конфиденциальности контрольно-измерительных материалов на всех этапах контрольно-оценочного процесса; республиканский банк валидной образовательной статистики; обеспечение доступа к нему различных категорий пользователей (школы, управления образования, вузы, родители, учащиеся, учителя и т.д.). республиканский банк валидной образовательной статистики; обеспечение доступа к нему различных категорий пользователей (школы, управления образования, вузы, родители, учащиеся, учителя и т.д.).

В структуре республиканской, муниципальной систем оценки качества образования должны быть и внутришкольные системы. обеспечение объективной информации об уровне и качестве индивидуальных учебных достижений учащихся и среднестатистических достижений общеобразовательных учреждений в целях коррекции учебного процесса и учебной активности выпускников; обеспечение объективной информации об уровне и качестве индивидуальных учебных достижений учащихся и среднестатистических достижений общеобразовательных учреждений в целях коррекции учебного процесса и учебной активности выпускников; индивидуализация учебного процесса на основе результатов контроля, обеспечивающая условия для практической реализации личностно ориентированной, развивающей и других технологий обучения; индивидуализация учебного процесса на основе результатов контроля, обеспечивающая условия для практической реализации личностно ориентированной, развивающей и других технологий обучения; получение объективной информации об уровне и качестве подготовки обучающихся для выставления итоговых оценок при переходе на следующую ступень обучения с помощью новых форм, методов и средств контроля; получение объективной информации об уровне и качестве подготовки обучающихся для выставления итоговых оценок при переходе на следующую ступень обучения с помощью новых форм, методов и средств контроля;

В структуре республиканской, муниципальной систем оценки качества образования должны быть и внутришкольные системы. обеспечение условий для самоконтроля, самокоррекции и самооценки результатов учебной деятельности учащихся; обеспечение условий для самоконтроля, самокоррекции и самооценки результатов учебной деятельности учащихся; методическая поддержка школьников и преподавателей при подготовке к сдаче ЕГЭ и аттестации; методическая поддержка школьников и преподавателей при подготовке к сдаче ЕГЭ и аттестации; проведение внутришкольного мониторинга учебных достижений по основным дисциплинам; проведение внутришкольного мониторинга учебных достижений по основным дисциплинам; определение потребности в повышении квалификации преподавателей, качества преподавания и обучения. определение потребности в повышении квалификации преподавателей, качества преподавания и обучения.