Организация учебно- воспитательного процесса в условиях интеграции традиционного и личностно- ориентированного образования
Личностно-ориентированное образование Личностно–ориентированное образование – такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность ученика, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель–ученик.
Средства достижения этой цели использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, сказать неправильный ответ и т.п.; оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
Средства достижения этой цели использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Традиционная технология - авторитарная технология, в которой практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей личности.
Ценностные ориентиры традиционной системы обучение как вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками; развитие основных психических процессов - памяти, внимания, мышления; воспитание как направленное формирование личности с заданными свойствами.
Ценности личностно- ориентированной системы образование личностных смыслов учения и жизни; развивающее обучение; педагогическая поддержка становления индивидуальности ученика; воспитание как забота о духовно- нравственном развитии ученика.
Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого ученики должны посещать школу систематически 5-6 дней в неделю;
Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии основной единицей занятий является урок; работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; в основном для домашней работы применяются учебники. урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
Личностно-ориентированное обучение предполагает: Признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания; Признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей; Смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика;
Личностно-ориентированное обучение предполагает: Приоритет внутриличностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий; Приоритет продуктивного компонента содержания образования над репродуктивным
Требования к учителю ценностное отношение к ученику, культуре, творчеству; гуманная педагогическая позиция; забота о сохранении духовного и физического здоровья учащихся; умение создавать культурно-информационную и развивающую образовательную среду; умение придать содержанию обучения личностно- смысловую направленность; владение разнообразными педагогическими технологиями развивающей направленности; забота о развитии индивидуальности ученика.
Ученик в системе личностно- ориентированного обучения получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера; вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации; учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры; учится продуктивному общению.
Правила личностно- ориентированного образования Подвергать ревизии традиционные методы, формы и средства, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях. Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны. Формировать положительную самооценку ученика, предоставлять возможности для самоутверждения.
Правила личностно- ориентированного образования Исключить методы, унижающие личность. Безусловно понимать и принимать любого ученика с его интересами и переживаниями. Поддерживать эмоциональное благополучие ученика, учитывать его состояние и настроение.
Правила личностно- ориентированного образования Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении. Помогать обнаруживать ошибки. Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты. Постоянно напоминать ученику, чего от него требуют, каким хотят его видеть.
Характерные особенности урока при личностно-ориентированном подходе Замысел урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка
Характерные особенности урока при личностно-ориентированном подходе Целевые ориентиры : 1. Формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта. 2. Оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов. 3. Содействие ребенку в формировании положительной Я- концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.
Принципы построения образовательного процесса Принцип самоактуализации; Принцип индивидуальности; Принцип субъектности; Принцип выбора; Принцип творчества и успеха; Принцип веры, доверия и поддержки
Содержание урока и организация учебного занятия преполагает Применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка; Проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащегося; Использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога; Создание для учащихся ситуации успеха;
Содержание урока и организация учебного занятия преполагает Проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях; Стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения; Избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности учителя на уроке; Использование учащимися следующих речевых оборотов: «я полагаю», «мне кажется», «по моему мнению», «я думаю» и т.д.
Оценочно-аналитический компонент урока Обогащенность субъектного опыта ребенка культурными образцами человеческого опыта Сформированность учебной деятельности и индивидуального стиля познания учащегося Проявление самостоятельности, инициативы и индивидуальности учащегося, его творческих способностей
БЛАНК 1 Ф.И.О. _______________________________________________ ________________ Вопрос 1. Оцените актуальность внедрения личностно-ориентированных технологий в нашем учебном учреждении: А) на уровне школы Б) в практической деятельности каждого педагога
Вопрос 2. Оцените готовность педагогического коллектива нашей школы к эффективному внедрению личностно-ориентированных технологий: А) теоретический уровень Б) практическая деятельность
Вопрос 3. Оцените свою готовность к внедрению личностно-ориентированных технологий: А) теоретический уровень Б) практическая деятельность В) психологическая уверенность в правильности своих действий
БЛАНК 2 1.Сформулируйте или подчеркните основные, на ваш взгляд, проблемы внедрения личностно-ориентированных технологий в практическую деятельность педагогического коллектива нашей школы. 2.Распределите обозначенные проблемы в порядке убывания значимости - не понятна концепция и перспективы развития образовательного процесса; - недостаток теоретических знаний в области личностно-ориентированных технологий; - отсутствие наглядных примеров затрудняет внедрение теоретических знаний в практику; - недостаточный материальный стимул для организации экспериментальной деятельности; - низкий уровень организации работы и согласованных действий в методическом объединении; - недостаток времени; - низкий уровень мотивации учащихся; - Другие проблемы _______________________________________________________
БЛАНК 3 Ф.И.О. _______________________________________________ Что может сделать для решения данных проблем - управление образования: _________________________________________________________ - администрация школы: __________________________________________________________ _______________________________________________________________ - весь педколлектив в целом: _______________________________________________________ _______________________________________________________________ - научно-методический совет школы: _______________________________________________ - мое метод. объединение: _________________________________________________________ -я лично: __________________________________________________________