© А.С. Прутченков, 2010
"Эффективность создания Управляющих советов во многом зависит от правильного и последовательного воплощения заложенных в нем идей и от выявления и распространения положительного опыта реализации этих идей в практике образования". А.А. Пинский
1. Большинство общественных управляющих не профессионалы в сфере образования и не имеют опыта управленческой деятельности Компетентное принятие общественными управляющими важных управленческих решений требует их специального обучения (подготовки). В противном случае велик риск принятия новыми управляющими неадекватных решений с явными негативными последствиями и дискредитации самой идеи Управляющих советов. Актуальность и необходимость начала подготовки общественных управляющих для работы в Управляющих советах:
2. Практика управленческой деятельности и модели поведения, связанные с введением в школах Управляющих советов, являются новыми для российской школы и предполагают существенные, радикальные изменения в организационной культуре школы, укладе ее жизни, во взаимоотношениях главных участников образовательного процесса, а также во взаимоотношениях школы и ее социального окружения. Это требует новых форм и нового содержания подготовки общественных управляющих, включая профессиональные знания и управленческие компетентности. Актуальность и необходимость начала подготовки общественных управляющих для работы в Управляющих советах:
3. Многие школьные общественные управляющие нуждаются не только в специальных знаниях о современной школе и управлении ею, но и в стимулировании их мотивации к участию в управлении школой. Представители профессионального сообщества и общественности в своем преобладающем большинстве: не мотивированы на взаимодействие и партнерство в решении задач управления образованием, не обладают информированностью и компетентностью, необходимыми для построения и функционирования системы государственно-общественного управления в сфере образования, испытывают серьезные практические затруднения в организации взаимодействия и отношений, не понимают специфики деятельности Управляющих советов образовательных учреждений, их отличия от иных существующих форм советов. Актуальность и необходимость начала подготовки общественных управляющих для работы в Управляющих советах:
4. Важна также мотивация к продуктивному и партнерскому взаимодействию с непрофессиональными членами Управляющего совета профессионального состава - руководителей и сотрудников школ. 5. В России с ее достаточно развитой системой повышения квалификации профессионалов от образования до недавнего времени были очень слабы традиции обучения представителей общественности, не разработаны психолого-педагогические, программно-методические и нормативно-правовые основания обучения общественных управляющих, не были подготовлены кадры, способные на современном уровне вести систематическое обучение. Актуальность и необходимость начала подготовки общественных управляющих для работы в Управляющих советах:
В этой ситуации для специалистов, начинающих обучение общественных управляющих в своих регионах, муниципальных образованиях, школах, очень важно ясно видеть и понимать особенности и сложности такого обучения, трезво оценивать существующие в их распоряжении возможности, а также имеющиеся ограничения, во многом связанные с особенностями целевых групп – будущих слушателей. Актуальность и необходимость начала подготовки общественных управляющих для работы в Управляющих советах:
Первая группа: общественные школьные управляющие - действующие (вошедшие в состав созданных Управляющих советов) и потенциальные общественные управляющие, не являющиеся профессионалами сферы образования, в том числе: 1. Родители обучающихся (составляющие наиболее значительную часть каждого Управляющего совета и чаще всего являющиеся кандидатами на пост Председателя совета). 2. Кооптируемые члены совета. Вторая группа: профессиональные работники образования, входящие в Управляющие советы по должности, назначаемые учредителями общеобразовательных учреждений или избранные в советы от сотрудников школы, в том числе: 1. Руководители общеобразовательных учреждений. 2. Учителя. 3. Представители учредителя, управленцы и методисты муниципальных образовательных систем. При организации обучения – важно учитывать специфику каждой группы слушателей! Потенциальные целевые группы обучения:
1. Отсутствие у новых управляющих (в большинстве случаев) представлений и знаний об устройстве, задачах и условиях жизнедеятельности современной школы и системе управления ею. 2. Ограниченный бюджет времени на обучение в качестве общественных управляющих (большинство общественных управляющих значительное время отдают своей основной работе, а практика отрыва "от производства" для такого обучения пока не сложилась, не имеет прецедентов и ясных правовых оснований). 3. Различный образовательный уровень и опыт обучающихся, в ряде случаев создающий препятствия для обучения в классических академических формах. 4. Проблематичность переноса на обучение общественных управляющих вполне привычных и традиционных для сферы образования подходов к повышению профессиональной квалификации работников этой сферы. Особенности процесса обучения:
Все это требует поиска гибких и нестандартных форм организации обучения общественных управляющих. В этих условиях особенно актуальным становится дополнение традиционного "знаниевого" понимания образовательной (учебной) программы как систематизированного перечня блоков учебного материала, подлежащего усвоению для достижения поставленных программных целей, деятельностным пониманием, при котором программа рассматривается как совокупность последовательных умственных и практических действий, осуществляемых и "проживаемых" обучаемым для решения конкретных учебных и практических задач и проблем. И тогда весьма важным "измерением" программы и способом описания ее содержания должны стать перечни конкретных содержательных проблем и задач (прежде всего - практических), решаемых слушателями в ходе обучения. Особенности процесса обучения:
недостаточной осведомленностью о замысле, назначении, полномочиях Управляющих советов; отсутствием уверенности в возможности действенного участия общественности в управлении школой вообще и в успехе создания и укоренения Управляющих советов как действенной формы государственно-общественного управления школой, в частности (что обусловлено негативными результатами прежних попыток демократизации школы); отсутствием мотивации активного участия в работе Управляющего совета; Возможные барьеры, ограничения, риски процесса обучения:
наличием у членов Управляющих советов не всегда осознаваемых взаимных негативных ожиданий (опасений). Например, директора школ, несущие реальную ответственность за ситуацию в школе, не всегда психологически готовы делить управленческие полномочия и власть с непрофессионалами, не несущими такой ответственности. Учителя опасаются неквалифицированного вмешательства общественных управляющих в вопросы методик обучения и ход учебного процесса. Родители опасаются сведения своей роли в Управляющем совете к сбору денег на нужды школы и т.д.; наличием у членов Управляющих советов взаимных ожиданий, абсолютно противоположных логике работы Управляющих советов. Например, некоторые школьные работники психологически настроены на то, что непрофессиональные общественные управляющие под прямым руководством администрации школы сосредоточатся на решении финансовых и бытовых проблем, но при этом, как и прежде, не будут пытаться серьезно влиять на школьные дела, вникать в вопросы управления школой, задавать каверзные вопросы о правах детей и качестве образования. Возможные барьеры, ограничения, риски процесса обучения:
отсутствием у большинства потенциальных слушателей поведенческого опыта реального партнерского диалога между школой и общественностью. Профессионалы и непрофессионалы зачастую просто не знают, как себя вести в общении друг с другом в рамках Управляющего совета, а сложившиеся патерналистские стереотипы "педагогического всеведения" со стороны руководителей школы и учителей как носителей непререкаемого авторитета и чисто потребительская и иждивенческая позиция родителей по отношению к школе, отнюдь не способствуют эффективному становлению и работе Управляющих советов. Возможные барьеры, ограничения, риски процесса обучения:
содействовать становлению и развитию общественных управляющих, а также руководителей общеобразовательных учреждений, учителей, руководителей и специалистов муниципальных образовательных систем в качестве сознательных и компетентных субъектов государственно- общественного взаимодействия и управления, мотивированных и способных проектировать, внедрять, осваивать и использовать перспективные модели управления общим образованием; распространению современных подходов и лучшего опыта в области государственно-общественного управления с акцентом на развитие участия общественности в управлении, прежде всего - опыта деятельности школьных Управляющих советов; демократическим изменениям практики управления в сфере общего образования, в частности - стратегического управления. В конечном счете реализация назначения программы должна позитивно повлиять на качество образования, качество жизни участников образовательного процесса, качество самой школы. Общее назначение программы:
позитивная мотивация участия в деятельности школьного Управляющего совета; понимание необходимости, сущности и специфики государственно-общественного характера управления образованием, его отличий от предшествующих типов и моделей управления общим образованием; овладение соответствующим понятийным аппаратом и терминологией; понимание сущности, основных ценностей и механизмов деятельности Управляющего совета и его роли в становлении и развитии гражданского общества, роли и места школы (системы общего образования) в этом процессе; знание и понимание существующего состояния и проблем школы, решение которых зависит от действия Управляющего совета и конкретно общественного управляющего; Ожидаемые результаты освоения программы:
понимание специфических проявлений, задач, возможностей и ограничений государственно-общественного управления образованием в зависимости от уровня образовательной системы; знание отечественного и зарубежного опыта в области государственно-общественного управления образованием, создания и развития Управляющих советов; знание нормативной и правовой базы, регулирующей государственно-общественные отношения и взаимодействия в образовании, взаимодействие Управляющего совета с внешней и внутренней средой школы; понимание основных функций, форм, методов и механизмов участия общественности в управлении образовательным учреждением; Ожидаемые результаты освоения программы:
понимание необходимости и важнейших способов и форм партнерства и диалога между государственной (ведомственной) и общественной составляющими управления и овладении навыками такого диалога; понимание экономических основ и механизмов государственно- общественного управления общим образованием; освоение опыта и методических средств анализа состояния и проблем школы (образовательной системы) и ее системы управления в аспекте государственно-общественного управления; освоение опыта проектирования и модернизации управляющих систем в аспекте государственно-общественного управления; освоение опыта решения типичных задач и преодоления затруднений и препятствий, возникающих в ходе становления и развития Управляющего совета школы. Ожидаемые результаты освоения программы:
актуальность и ценностный характер - открытое формулирование ценностной и концептуальной позиции разработчиков и реализаторов программы; ее соответствие современным образовательным и управленческим ценностям, ценностям открытого гражданского общества; целевой и компетентностно-ориентированный характер программы и процесса подготовки слушателей, наличие четко обозначенных целей, задач и ожидаемых результатов и формулирование их в логике присвоения новых управленческих компетентностей; направленность на профессиональное и общекультурное развитие и личностный рост слушателей, становление и проявление их активной профессиональной и гражданской позиции; Общие принципы построения и реализации программы:
клиенто-ориентированный характер и адресность содержания - специальный учет интересов, потребностей, ожиданий и опасений конкретных целевых групп пользователей; направленность на содействие оптимальному функционированию и развитию образовательных учреждений и систем, на повышение качества образования, качества школы, качества управления; принцип командной организации обучения: в качестве объекта обучения в духе идеи командности предлагается рассматривать не только и не столько отдельных членов школьных Управляющих советов, сколько весь состав совета (или его основное ядро) как команду, осуществляющую стратегическое управление школой. Соответственно, и продвижение в учебном курсе должно рассматриваться и оцениваться и в индивидуальном, и в командном "зачете" ; Субъект организации обучения также рекомендуется по возможности выстраивать не как набор отдельных преподавателей- специалистов, а как единую команду преподавателей (тренеров), работающую совместно, взаимосвязано. Общие принципы построения и реализации программы:
соответствие принципам образования взрослых (опора на анализ потребностей слушателей и их жизненных и профессиональных проблем, постоянная связь и соотнесение содержания программы с жизненным опытом и опытом профессиональной деятельности слушателей, направленность на решение реальных, практически значимых задач, преобладание активных форм, интерактивность, широкое использование материалов, порождаемых в ходе совместной деятельности и др.); практико-ориентированный характер, проектно-конструктивная и продуктная направленность обучения (приоритетное значение в обучении анализа реальных ситуаций, проектирования конкретных моделей общественного участия в управлении общим образованием и стратегий их реализации, выработка в ходе обучения реальных полезных продуктов - управленческих решений, проектов и образцов документации); современная научная обоснованность учебной программы - соответствие содержания программы и технологии ее реализации современному уровню теоретико-методологических подходов, понятий, концептуальных представлений, моделей образовательного менеджмента; соответствие содержания курса современному уровню мирового и отечественного опыта решения соответствующих задач; Общие принципы построения и реализации программы:
просчитанность - соответствие содержания и объема программы заявленному учебному времени; модульность построения ; при этом модули могут конструироваться как "под особенности" целевых групп); гибкость, соответствие реальной ситуации обучения с ее особенностями; сочетание совместных и раздельных занятий для представителей основных целевых групп (идея совместного обучения профессионалов и общественных управляющих решению задач, возникающих в деятельности Управляющего совета, кажется вполне естественным, однако ее организационно-практическая реализация требует серьезных усилий, так как речь идет не о двух потоках или группах студентов или учителей, а о людях, работающих в совершенно разных ведомствах); единство и взаимодополнение аудиторной и самостоятельной работы слушателей; возможность "отчуждения" программы от авторов-разработчиков, ее тиражирования и передачи для исполнения другим субъектам. Общие принципы построения и реализации программы:
Позиция и роли преподавателя и слушателей, их взаимодействие. Успешное освоение программы курса предполагает предъявление определенных требований к позиции и роли преподавателя и слушателей, их взаимодействию в процессе обучения, к выбору методов, средств, форм организации и созданию среды обучения. 1. Преподаватель курса видится как специалист с осмысленной профессиональной субъектной позицией, сознательно отстаивающий (но не навязывающий слушателям) ценности и концептуальные принципы модернизации системы образования вообще и государственно-общественного управления образованием - в частности, видящий в слушателях курса субъектов обучения с правом на собственную учебную, профессиональную и гражданскую позиции, живых людей с уникальным жизненным и профессиональным опытом и проблемами, открытый к этому опыту, готовый к продолжению собственного образования и научению от слушателей, не рассматривающий себя как носитель полной, единственно верной и конечной информации по курсу.
Позиция и роли преподавателя и слушателей, их взаимодействие. 2. Позиция преподавателя предполагает готовность к компетентному исполнению в процессе обучения таких взаимодополняющих ролей, как: Мотиватор, Исследователь, Организатор дискуссии, Организатор исследования, Организатор учебной команды, Источник информации, Комментатор, Консультант, Аналитик, Эксперт, Арбитр, Тренер, Наставник, Тьютор, Фасилитатор взаимодействия.
Позиция и роли преподавателя и слушателей, их взаимодействие. 3. У слушателей в процессе обучения важно актуализировать и "включить в работу" принципиальную открытость к новой информации, готовность к самоизменению как условию изменения своей общественной и профессиональной деятельности, к постоянной рефлексии, а также такие ролевые позиции, как Вопрошающий, Аналитик, Исследователь, Эксперт, Участник и Лидер учебной команды. 4. Для лучшего понимания слушателями интересов и позиций различных групп участников государственно-общественных взаимодействий в образовании необходимо предусмотреть в ходе обучения членов Управляющих советов возможность принятия и "отыгрывания" слушателями позиций Родителя, Работодателя, Представителя властных структур, Представителя местного сообщества. 5. Взаимодействие преподавателя и слушателей в ходе обучения должно носить активно-интерактивный, гибкий характер, строиться с широкой и постоянной опорой на жизненный опыт и опыт педагогической и управленческой деятельности слушателей, с интенсивной обратной связью. Особое внимание уделяется наработке и использованию материала, создаваемого непосредственно в ходе обучения совместными усилиями участников обучения.
Учебная программа "Подготовка общественных управляющих для работы в Управляющем совете общеобразовательного учреждения" Раздел 1. Современная школа как объект государственно- общественного управления. Тема 1.1. Государственно-общественное управление образованием: сущность, основные понятия (4 часа) Тема 1.2. Государственно-общественное управление образованием: нормативная правовая база, история и опыт становления (4 часа) Тема 1.3. Школа как объект государственно-общественного управления. (8 часов) Тема 1.4. Система внутришкольного управления (4 часа) Тема 1.5. Социально-экономическое положение современной школы, правовое регулирование ее деятельности (4 часа) Раздел 2. Общественное участие в управлении общим образованием: необходимость, содержание, формы. Взаимодействие педагогического коллектива школы с общественными управляющими (24 часа ) Тема 2.1. Государственно-общественное управление образованием: сущность, основные понятия (4 часа) Тема 2.2. Государственно-общественное управление образованием: нормативная правовая база, история и опыт становления (4 часа) Тема 2.3. Ключевые изменения в школе и управлении школой с созданием Управляющих советов (8 часа) Тема 2.4. Позиция работников школы по отношению к Управляющему совету (8 ч.)
Учебная программа "Подготовка общественных управляющих для работы в Управляющем совете общеобразовательного учреждения" Раздел 3. Управляющий совет общеобразовательного учреждения: сущность, назначение, формирование (24 часа) Тема 3.1. Сущность и назначение Управляющего совета (8 часов) Тема 3.2. Нормативная правовая база формирования и организации деятельности Управляющего совета. Основные полномочия Управляющего совета (8 часов) Тема 3.3. Состав и порядок создания Управляющего совета (8 часов) Раздел 4. Содержание и организация деятельности Управляющего совета. Основные направления, формы и методы работы школьных управляющих (24 часа) Тема 4.1 Основные направления деятельности Управляющего совета (12 часов) Тема 4.2. Организация деятельности Управляющего совета (8 часов) Тема 4.3. Требования к общественному управляющему (6 часов)
Основные источники: Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности Управляющих советов/Под ре. А.М. Моисеева. – М.: Готика, – 180 с. Руководство для членов школьных Управляющих советов. Методическое пособие/Под ред. Пинского А.А. – М.: Вердана, – 232 с. Создание школьных Управляющих советов/Под ред. А.А. Пинского. – М.: Альянс-Пресс, – 90 с. Учебно-методические материалы по организации деятельности Управляющих советов/Под ред. А.М. Моисеева. – М.:МГОУ, – 162 с.
Прутченков А.С. профессор, доктор педагогических наук, кафедра развития образования АПК и ППРО Новикова Т.Г. доцент, доктор педагогических наук, зав.кафедрой развития образования АПК и ППРО