Психологические особенности юношеского возраста. Ваш ребёнок – выпускник.
Познавательная сфера. Интеллект. Развитие формально – операционного мышления. Совершенствование понятийного аппарата. Развитие специальных способностей, связанных с выбираемой профессией. Овладение категориями добра и зла, общечеловеческими ценностями.
Учёба в школе. Ориентация на выбор профессии самоопределение и упор в учёбе на предметы необходимые для поступления. Возрастание нагрузки в связи с подготовкой к поступлению в профессиональные учебные заведения подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам и посещением подготовительных курсов.
Общение. Пробуждение стремления к общению с противоположным полом. Готовность пережить чувство любви, поглощающее все другие чувства. Овладение защитными механизмами для предотвращения вмешательства во внутренний мир.
Отношения со взрослыми. Высокая степень автономии от старших, прежде всего родителей и учителей, обособление, поиск своего места в семье. Сознательные и устойчивые представления о своих правах и обязанностях. Важно мнение родителей в вопросах выбора профессии, поведения в сложных ситуациях, мировоззрения, поддержка со стороны родных.
Самосознание. Юношеское самосознание более психологично и обращено вовнутрь. Юноши и девушки остро чувствуют свою индивидуальность. Активный мировоззренческий поиск – смысла жизни, своего места в современном мире. Необходимость собрать все знания о себе и проецировать их в будущее.
Как помочь своему ребёнку. Чётко распланировать режим дня старшеклассника, чтобы оставалось время на внеучебные дела, общение со сверстниками отдых. Следить за рационом питания, обязательно включать овощи и фрукты. Обращать внимание, чтобы ребёнок не читал во время еды. Через 45 минут выполнения учебных заданий – 15 минут перерыв. Дозирование учебного материала.
Как наладить отношения со своим ребёнком. Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.
Как наладить отношения со своим ребёнком. Если тот стиль в одежде или в макияже, который выбрал ваш ребенок, не нравится вам, поговорите с ребёнком, объясните, что вам кажется неподходящим, и предложите, что именно и как изменить. Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него. Любое требование должно быть разумным и аргументированным.
Помощь в выборе профессии. Выбрать конкретное учебное заведение, в котором хочет учиться школьник, возможно запасные варианты. Посетить День открытых дверей выбранного ВУЗа. Оценить знания ребенка по предметам, необходимым для поступления в ВУЗ. Помочь школьнику познакомиться с содержанием той специальности, которую он выбирает.