Диагностика готовности ребёнка к школе Дети поступающие в школу обязательно проходят собеседование, иногда тестирование. Если в школе конкурс и есть возможность отбора, система заданий усложняется. В любом случае ребёнок имеет дело с педагогами: Дети поступающие в школу обязательно проходят собеседование, иногда тестирование. Если в школе конкурс и есть возможность отбора, система заданий усложняется. В любом случае ребёнок имеет дело с педагогами: Они проверяют знания, умения и навыки, в том числе умения читать и считать. Они проверяют знания, умения и навыки, в том числе умения читать и считать. Задача психолога совсем иная – он выявляет психологическую готовность. Задача психолога совсем иная – он выявляет психологическую готовность. Психологическая готовность к школе предполагает достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной, сфер и сферы Психологическая готовность к школе предполагает достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной, сфер и сферы произвольности. произвольности. Выделяют два аспекта психол. готовности- ЛИЧНОСТНУЮ (мотивационную) Выделяют два аспекта психол. готовности- ЛИЧНОСТНУЮ (мотивационную) и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ
Личностная готовность к школьному обучению. Включает формирование отношения к учению в целом, внутренней позиции школьника, отношение к себе- выявляется во время беседы с психологом. Помимо мотивационной сферы необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Широко применяется ориентационный тест КЕРНА- ЙИРАСЕКА (Рисование по памяти, срисовывание письменных букв, и срисовывание группы точек) и срисовывание группы точек) Аналогична этим заданиям методика Н. И. ГУТКИНОЙ
Методика Н.И. Гуткиной « Домик» : Дорисовать картинку, изображающую домик, составленный из элементов прописных букв. Существуют специально разработанные планы беседы, выявляющие позицию школьника (дослушать сказку или играть)
методика Д. Б. ЭЛЬКОНИНА- А. Л. ВЕНГЕРА «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» Позволяет определить, на сколько точно ребёнок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнить задание по а также возможность самостоятельно выполнить задание по зрительно воспринимаемому образцу. зрительно воспринимаемому образцу. « ОБРАЗЕЦ И ПРАВИЛО» Более сложная методика- предполагает одновременное следование в своей работе образцу и правилу.
ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять признаки, определять причинно- следственные Зависимости, делать выводы. У ребёнка должна быть определённая широта представлений, В том числе образных и пространственных, соответствующее Речевое развитие, познавательная активность. Определение уровня механического запоминания может использоваться методика Л. А. ВЕНГЕРА Уровень развития опосредованной памяти позволяет определить методика А. Р.ЛУРИИ (требует сложной интерпретации) И
Уровень наглядно образного мышления Определяется с помощью методики разрезных картинок (рис 4) Уровень развития пространственного мышления выявляется например с помощью методики «ЛАБИРИНТ» (рис 5) Диагностирование уровня развития понятийного или словесно- Логического мышления - тестов много. Самые распространённые: « ОБЪЯСНЕНИЕ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК» «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ» Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью МЕТОДИКИ ПРЕДМЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ
При отборе в школы с более насыщенной программой (гимназии, лицеи, спец школы) Используются более трудные методики, предложенные В.Г ЗЕЙГАРНИК (интерпретация пословиц). В.Г ЗЕЙГАРНИК (интерпретация пословиц). Сложности диагностики 6-летних детей (Н.И. ГУТКИНА) Сложности диагностики 6-летних детей (Н.И. ГУТКИНА) При личностной неготовности возникает сложный комплекс проблем. Мотивационная незрелость влечет а собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности. Преобладающая интеллектуальная неготовность приводит к не успешности, невозможности понять и выполнить все Требования учителя и, к низким оценкам. Комплексная психологическая готовность может быть высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети могут испытывать Комплексная психологическая готовность может быть высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети могут испытывать значительные трудности в учении.
6- летние дети по уровню своего развития- дошкольники. ТРИ ВАРИАНТА РАЗВИТИЯ 6-7 ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ (по ВЕНГЕРУ) 1. Тревожность – бывает ситуативной, но может стать личной особенностью. 2. Демонстративность- особенность личности, связана с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. 3. Уход от реальности – сочетание 1 и 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ЦЕЛОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ, ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕР и СФ. ПРОИЗВОЛЬНОСТИ.