Качество образовательного процесса с учетом ФГТ реализация п. 2.4., 2.11.,3.3. – приказ МОиН РФ «ФГТ к ООП ДО» 655 от г.
Модели образовательной деятельности в соответствии с ФГТ к ООП ДО Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса 1 МОДЕЛЬ совместная деятельности взрослого и детей – деятельность двух и более участников образовательного процесса по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и тоже время. 2 МОДЕЛЬ самостоятельная деятельность детей – свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая им взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Первая модель образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.). Непосредственно образовательная деятельность - реализуется через организацию различных видов детской деятельности: 1. игровой, 2. двигательной, 3. познавательно-исследовательской, 4. коммуникативной, 5. продуктивной, 6. музыкально-художественной, 7. трудовой, 8. чтения художественной литературы.
Вторая модель Объём самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно- развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объём самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (34 ч в день для всех возрастных групп полного дня).
П.2.4. ФГТ к ООП ДО соответствовать принципу развивающего образования; сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования; строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Принцип интеграции Интеграция содержания дошкольного образования - состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Н.В.Федина ВИДЫ ИНТЕГРАЦИИ а/. Интеграция содержания и задач психолого- педагогической работы. б/. Интеграция детских видов деятельности.
Интеграция содержания и задач психолого- педагогической работы НА ПРИМЕРЕ о.о. «Здоровье» Примерные виды интеграции По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса «Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей). «Социализация» (формирование первичных целостных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни). «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе, здоровья). «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здорового образа жизни человека) «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни). «Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоения культуры здорового труда). «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»). «Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).
Интеграция детских видов деятельности Игровая – Познавательно- исследовательская – Коммуникативная
Принципы построения образовательного процесса в ДОУ Принципы проектирования образовательной среды ДОУ Учебный Предметно- средовый Комплексно- тематический
КТПр ВАРИАТИВЕН в П ООП ДО Примерные ООП ДО П ООП ДО РАДУГА Принцип личностной целесообразности П ООП ДО ИСТОКИ Контекстно-событийный принцип П ООП ДО «От рождения до школы» Принцип культуросообразности П ООП ДО УСПЕХ Календарь праздников
ПРИ КТ ПЛАНИРОВАНИИ Количество тематических блоков самостоятельно определяется самими педагогами; Соотношение 80/20 Формы подготовки и проведения образовательной работы по тематическому блоку носят интегративный характер; Рекомендуемое время работы по тематическому блоку не регламентировано и определяется педагогическим коллективом; Тематический блок объемом 1 неделя не более 7 рекомендованных форм работы; Образовательная работа по тематическому блоку заканчивается итоговым мероприятием и т.п.
месяц недел я компонен т название сентябрь1ФДень знаний 2Ф/РМоя семья 3РМой детский сад 4ФЯ и мои друзья 5Ф /Р Краски осени
Организационная основа реализации КТП построения Программы – примерный календарь праздников Тематика праздников ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста Посвящена различных сторонам человеческого бытия: Явления нравственной жизни ребенка; Окружающей природы; Миру искусства и литературы; Традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям; Наиболее «важным» профессиям; Событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка.
ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ 5-7 лет Сюжетно-ролевые игры «путешествие», «поездка на дачу» (семьей); Проектная деятельность (создание генеалогических деревьев); Мастерская (изготовление предметов быта, личного использования, подарков-сувениров для членов семьи, атрибутов для РИ по теме праздника); Организация совместных с членами семьи (родителями, старшими братьями и сестрами, дедушками и бабушками) дел (уборка группы, создание клумбы, грядки в огороде и др.), конкурсов, соревнований, выставок поделок; Решение проблемных ситуаций, ситуаций морального выбора; Организация и презентация фотовыставок (семейных поездок, путешествий, отдыха, работы в огороде, саду и др.); Рассказы из личного опыта (интересный случай из жизни семьи или ее членов; награды членов семьи и др.) "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация" "Труд", "Познание", "Коммуникация, "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка"
Работа в группах… Проектирование комплексно- тематических циклограмм; Методическая работа с видеофрагментом «Скоро в школу», структура КТЦ
Структура КТЦ 1. Тема, образовательная цель тематической недели 2. Основные дидактические единицы содержания (краткая информация) 3. Виды детско-взрослого взаимодействия 4. Планируемые продукты детско-взрослого взаимодействия
Тематические блоки Мой любимый детский сад; Мальчики и девочки два разных мира; Моя семья; Здравствуй зимушка, зима; Секреты бабушкиного сундука; Мой любимый город (село)……..; День Победы; Скоро в школу….
Образовательные области ДО и виды детской деятельности "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" Игровая Д Двигательная Д познавательно- исследовательская Д коммуникативная Д продуктивная Д музыкально- художественная Д трудовая Д чтение художественной литературы
Схема работы с детьми старшей группы по реализации проекта «Неделя здоровья»
Отражение темы текущей недели Презентация проектов Информационное табло о проведении тематической недели