III Конференция «Маркетинг образовательных услуг» 18 и 19 мая, Москва Begin Group
Становление и продвижение магистерских программ: 20-летний опыт экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Телешова Ирина Георгиевна Зам.декана экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Москва 2011
Становление и развитие магистратуры Этапы гг – подготовка лиц, не имеющих базового экономического образования гг– первый выпуск бакалавров на экономическом факультете, подготовка лиц, имеющих базовое экономическое образование («закрытый» прием на магистерские программы по направлению «Экономика») 2000 г. – н.в. - «открытый» прием на магистерские программы, подготовка лиц, имеющих базовое и не базовое образование
Становление и развитие магистратуры Этапы гг – разработка концепции, реализация магистерских программ 1-го поколения (для лиц, не имеющих базового экономического образования) гг–разработка и реализация магистерских программ 2-ого поколения (для лиц, имеющих базовое экономическое образование) гг – разработка и реализация магистерских программ 3-его поколения (ГОС ВПО 2-го поколения, Болонский процесс) гг – разработка и реализация магистерских программ 4-ого поколения (инновационные, компетентностный подход) 2011 гг – разработка и реализация магистерских программ 5-ого поколения (собственные стандарты МГУ)
2011 год ЭкономикаМенеджмент Количество программ 710 Число обучающихся План приема
ЭкономикаМенеджмент «Государственная политика и регулирование» «Бухгалтерский учет и аудит» «Математические методы анализа экономики» «Инновационный менеджмент» «Мировая экономика»«Информационный менеджмент» «Финансовая экономика»«Маркетинг» «Экономика предпринимательства»«Международный бизнес», «Экономика социальной сферы, труда и народонаселения» «Общий и стратегический менеджмент» «Экономическая теория»«Управление рисками и страхование» Управление финансами компаний и финансовых институтов «Финансовый менеджмент»
Новая магистерская программ «International Business Development» («Международный бизнес») Английский язык Включенное обучение 2 диплома: МГУ им. М.В.Ломоносова и Международная школа бизнеса (Швеция)
1990 г. 1. Почему экономический факультет МГУ решил перейти к «новой модели» подготовки кадров? 2. Что такое «новая модель» подготовки кадров? 3. Как осуществить переход к «новой модели» подготовки кадров?
1. Почему экономический факультет МГУ решил перейти к «новой модели» подготовки кадров? гг. Специальности: «Политическая экономия/ Экономическая теория» «Экономическая кибернетика/ Математические методы в экономике» «Планирование народного хозяйства/ Национальная экономика» Конец 80-х годов – начало 90-х годов Новая социально-экономическая система – новые специалисты
необходимы выпускники с широким кругозором, готовые работать в условиях повышенных требований к профессиональной мобильности, умеющие отойти от стереотипов и предложить новые идеи и решения; необходимо развивать у студента способности и навыки к обучению на протяжении всей жизни необходимо предоставить возможность студентам, ориентированным на скорейшее применение своих знаний на практике, получить полноценную профессиональную подготовку; необходимо предоставить возможность студентам выбирать гибкую образовательную траекторию, комбинируя подготовку по различным направлениям (система «Второго высшего» образования?) необходимо предоставить возможность студентам большей индивидуализации обучения; необходимо обеспечить четкие критерии знаний, умений и навыков, получаемых обучающимся на разных уровнях подготовки; необходимо обеспечить диверсификацию методологии и методики обучения необходимо создать стимулы для роста квалификации профессорско- преподавательского состава, способствовать привлечению к научным исследованиям молодых преподавателей; необходимо обеспечить дифференциацию вузов необходимо обеспечить интеграцию российских вузов в международное образовательное пространство
2. Что такое «новая модель» подготовки кадров? Многоуровневая система подготовки кадров: Бакалавриат: фундаментальная подготовка по широкому направлению – 4 года: не просто получение знаний как суммы фактических данных, а приобретение системных знаний и аналитических навыков. Человека необходимо прежде всего научить учиться. Магистратура: фундаментальная специализированная подготовка в соответствии с профилем имеющегося базового образования или на стыке специальностей и направлений. Аспирантура: фундаментальная подготовка научных и педагогических кадров Программы дополнительного образования: многочисленные краткосрочные образовательные программы повышения квалификации
3. Как осуществить переход к «новой модели» подготовки кадров? Концепция совершенствования системы подготовки кадров на экономическом факультете – 1990 г. Содержание обучения Методика и технология обучения Организация обучения
Содержание обучения Задачи магистерской подготовки Типы магистерских программ Специализированная фундаментальная подготовка научно-педагогических кадров в области экономики и управления теоретический, научно- исследовательский характер (магистр академического типа) специализированная конкретно-прикладная подготовка кадров в области экономики и управления прикладной, практический характер (магистр по профессии)
Содержание обучения (2000 г.) межкафедральный принцип формирования магистерских Кафедра участвует в реализации нескольких магистерских программ Магистерская программа реализуется несколькими кафедрами Магистерские программы направления «Экономика» имеют 3-4 специализации (переходный период: не допустить кафедральной монополизации, определить возможности кафедр) программно-целевой метод управления на факультете отсутствие понятия «выпускающая кафедра»
Содержание обучения ПрограммаСпециализации Экономическая теорияинституциональный анализ историко-экономический анализ системы регулирования в рыночной экономике теория трансформационных процессов и национальной экономики Математические методы анализа экономики математические методы в микроэкономическом анализе математические методы в макроэкономическом анализе, экономическая информатика Мировая экономикамеждународные экономические отношения международные валютно-финансовые отношения национальные модели экономического развития глобализация мирового хозяйства и национальная экономическая безопасность
Содержание обучения Государственная политика и регулирование конкурентная политика и управление корпорацией государственные и муниципальные финансы формирование рыночной инфраструктуры прогнозирование и стратегическое планирование Финансовая экономикаэкономическая теория финансов финансовая математика финансовые рынки финансы корпораций Экономика предпринимательствауправление развитием фирмы инвестиционное проектирование управление рисками и страхование Экономика недвижимости Экономика социальной сферы, труда и народонаселения экономика труда экономика и развитие социальной сферы, демография и экономика народонаселения развитие человеческих ресурсов
Содержание обучения (2006 г.) Компетентностный подход Логика разработки образовательных программ Формулировка компетенций и видов деятельности Формирование модулей дисциплин, обеспечивающих получение компетентций и выполнение определенных видов деятельности Разработка учебного плана Разработка программ учебных дисциплин и научно-исследовательской работы с указанием получаемых компетенций Утверждение образовательной программы
Содержание обучения (2010 г.) межкафедральный принцип формирования магистерских Кафедра участвует в реализации нескольких магистерских программ Магистерская программа реализуется несколькими кафедрами Магистерские программы не имеют специализаций
Методика и технология обучения индивидуальные учебные планы разработка учебных планов с использованием «нового языка» - кредитов (зачетные единицы); балльно-рейтинговая оценка успеваемости
Методика и технология обучения Индивидуальный учебный план студента (1991 г.) Обязательные курсы направления/программы Элективные курсы программы Курсы по выбору студентов Факультативные курсы Магистерская диссертация Научный семинар Практика: научно-исследовательская, производственная
Методика и технология обучения разработка учебных планов с использованием «нового языка» - кредитов (зачетные единицы) (2005 г.) Виды нагрузкиФормы проведения Аудиторная работаЛекции Семинары Практические занятия и т.п. Самостоятельная работа Индивидуальнаяподготовка к текущим аудиторным занятиям, в т.ч.: изучение обязательной и дополнительной литературы, текстов лекций, электронных материалов по теме лекций и семинаров, решение заданных на дом задач и упражнений, подготовка докладов по теме семинара, подготовка к контрольным работам, коллоквиумам и т.п. выполнение дополнительных заданий, в т.ч.: написание реферата, эссе по заданной проблеме, анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, практикум по учебной дисциплине с использованием компьютерных, дистанционных технологий и т.п. Контактные часыконсультации по выполнению самостоятельных заданий контроль выполнения индивидуальных заданий
Методика и технология обучения (2005 г.) Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов повышение мотивации студентов к активной систематической работе в течение изучения дисциплины обеспечение текущего систематического контроля выполнения и усвоения студентами учебного материала получение четкой и дифференцированной оценки знаний, умений и навыков студентов обеспечение объективности и прозрачности оценки знаний, умений и навыков студентов повышение конкурсности, состязательности студентов в процессе обучения получение студентами навыков самостоятельного планирования работы обеспечение взаимозачета оценок при реализации внутренней и международной мобильности студентов
Методика и технология обучения (2005 г.) Балльно-рейтинговая система По итогам обучения в триместре Учебная часть рассчитывает следующие академические рейтинги: рейтинг студентов в группе по итогам изучения конкретной дисциплины рейтинг студента в группе и на курсе по итогам триместра рейтинг студента в группе и на курсе по итогам учебного года
Организация обучения Малые группы (не более 30 человек) Структура учебного года, модульная организация учебного процесса, отказ от сессий Календарно-тематический план по каждой дисциплине Учет нагрузки ППС
Разработка стратегии развития магистратуры 1990 – 1991 гг.: изучение зарубежного опыта, формирование команды молодых преподавателей, разработка Концепции магистерской подготовки, открытие в порядке эксперимента 1-ой магистерской программы приказом ректора МГУ 2002 год: руководители магистерских программ + студенты магистратуры: SWOT- анализ 2008 год: руководители программ + деканат: SWOT- анализ, направления развития 2011 год: руководители программ + зав. кафедрами + деканат + выпускники: разработка стратегии развития (метод А3)
Дальнейшие шаги Концепция А3 – инструмент решения наших проблем Сформированные группы по приоритетным стратегиям продолжают работать + подключаются все желающие Заседания «стратегического комитета» - каждый понедельник с до ауд. 510 (план мероприятий и подведение итогов выполнения) Информационный ресурс (коммуникация) – виртуальная оболочка «on.econ»
III Конференция «Маркетинг образовательных услуг» 18 и 19 мая, Москва Begin Group