Сложноподчинённое предложение Схема: [ ] – главная часть ( ) – придаточное предложение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
моу сош 1 моу сош 1 кафедра русского языка и литературы Презентация на тему: Сложноподчинённое предложение.
Advertisements

В6. Синтаксический анализ сложного предложения Так выглядит задание в демоверсии 2010: B6-1. Среди предложений найдите сложное предложение, в состав.
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Наука – творчество, а творчество дарит счастье и самим творцам, и тем, кто этому творчеству внимает.
ГИА по русскому языку. Тренировочные упражнения к заданиям В1, В7, В9, В1 Подготовила: Мальченко Елена Геннадьевна, учитель Филипповской средней общеобразовательной.
Виды придаточных предложений и типы их подчинения.
Презентацию подготовил преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «ОКТЭС» Кириленко Елена Александровна Сложноподчиненные предложения. 9 (11) класс.
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными Автор презентации: Хайров Вячеслав, ученик 9 класса Руководитель: Маурер Лидия Андреевна,
БСП ССП СПП Виды связи: бессоюзная, подчинительная сочинительная.
Зачетная работа учащихся 11 класса Группа «Лингвисты»
Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи. Два союза рядом merelenko-su.uCoz.ru.
Подготовка к ЕГЭ Обобщение по теме: «Сложноподчиненные предложения с одним придаточным» Урок 1.
Виды придаточных в сложноподчинённом предложении 9 класс Подготовила Денисова Л.М. МБОУ «ОСОШ2» 2012г.
Презентация к уроку русского языка в 11 классе «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным»
Сложноподчинённые предложения с одним придаточным Сложноподчинённые предложения с одним придаточным.
Сложноподчинённое предложение Урок русского языка.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ гимназия 3 ГОРОД КРАСНОДАР Выполнила Скрипник Н. К. Урок в 9 классе по теме Союзы и союзные слова.
Задание В6 Что такое сложноподчинённое предложение? СПП – это предложение, состоящее из двух предложений, объединённых между собой на основе подчинительной.
Сложное предложение Урок русского языка в 9 классе.
1 Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
Сложноподчинённое предложение. Повторение и обобщение изученного.
Транксрипт:

Сложноподчинённое предложение

Схема: [ ] – главная часть ( ) – придаточное предложение

средства подчинения союзы не падает логическое ударение, служебные слова Что, чтобы, как, словно, если, ибо, так как. хотя, потому что и др. Ясно было, что старика огорчало небрежное отношение Печорина. союзные слова падает логическое ударение, местоимения и наречия Который, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему и др. В библиотеке мы спросили, что нам почитать о «Слове о полку Игореве».

Типы придаточных: Определительные Изъяснительные Обстоятельственные

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОС : КАКОЙ ? [ … СУЩ.], (… ). Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОС : КАКОЙ ? [ … СУЩ.,( … ), … ]. В книге, которую подарил мне товарищ, рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника.

ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ [ … ГЛ.], (… ). Казбич вообразил, будто Азамат украл у него лошадь.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ [ ] ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? СТЕПЕНИ КАК? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? ВРЕМЕНИ КОГДА?

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ Ученик всё делал так, как требовал мастер. – образа действия Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил. – степени Я увидел впереди трёх девочек, когда выбрался из зарослей. - времени

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ [ ] ПРИЧИНЫ ПОЧЕМУ? ЦЕЛИ ЗАЧЕМ? МЕСТА ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. – причины Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. – цели Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт. - места

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ [ ] УСТУПКИ НЕСМОТРЯ НА ЧТО? СЛЕДСТВИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО? Сравнения Как?

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. – уступки Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. – следствия Лес стоит молча, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то. - сравнения

НЕСКОЛЬКИХ ПРИДАТОЧНЫХ ТИПЫ ПОДЧИНЕНИЯ ПРИ НЕСКОЛЬКИХ ПРИДАТОЧНЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ОДНОРОДНОЕ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ [ ], ( ), ( ). Мы были на летних каникулах, когда мать, остававшаяся всё лето в городе, прислала известие, чтобы мы не приезжали.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ при стыковке двух союзов [ ], (что(если … ), то …). [ ], (что(если … ), так …). [ ], (что(если … ), но …). Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ при стыковке двух союзов [ ], (что,(когда … ), …). Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-то, зверь тревожно нюхал воздух.

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ ( ), [ ], ( ). Когда дверь была заперта на ключ, Арина Петровна приступила к делу, по поводу которого был созван семейный совет.

ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ [ ], ( ), ( ). Движение транспорта возобновилось, когда ремонт трамвайных путей был завершён, когда дороги залили асфальтом.

ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ [ ], ( ) И ( ). Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

тест 1.Найдите сложноподчиненные предложения. A. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич. Б. Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги. B.Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли успокоиться. Г. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум. Д. Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень.

тест 2.Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано с помощью союзного слова. A.Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки. Б. Макар и не заметил, что стало светать. B.Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли. Г. Только теперь я понял, что для него значила эта вещь. Д. Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками.

тест тест (продолжение) 3. Укажите среди данных слов союзы: А. ибо; Б. где; В. который; Д. потому что. 4. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Сделайте схемы предложений. Обведите в кружок номера предложений, в которых придаточное стоит в середине сложноподчиненного. A.Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева. Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов. B.Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах. Г. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай. Д. Летят к вербе пчелы бабочки потому что их привлекают душистые сережки.

тест тест (окончание) 5. Составьте предложения по схемам 1. [… так], (как…). 2. [ ], (который …). 3. (когда…), [ ]. 4. [, ( ), ]. 6. Укажите, как расставить знаки препинания в предложении: Бессмертная греческая традиция (1) главная особенность (2) которой (3) углублённый интерес к человеку (4) была воспринята древнерусскими мастерами. 1, 4 – запятые; 3 – тире 1 – тире; 2, 4 – запятые 1, 3, 4 – запятые 2, 4 – запятые; 3 - тире

Практическая работа В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Практическая работа Впереди показалась широкая река(1) и (2) когда всадники подъехали(3) и спешились (4) то увидели (5) что мост снесло наводнением. 1)1,2,3,4,5 2)1,4,5 3)1,2,4,5 4)1,3,4,5

Практическая работа Альпинисты поняли(1) что(2) если вьюга не утихнет(3) им придётся возвращаться в базовый лагерь(4) так как сильные порывы ветра мешали продвигаться по отвесной скале. 1)1,2,4 2)1,2,3,4 3)1,3,4 4)2,3,4

Практическая работа Утверждают(1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту(4) то сами убедились(5) насколько правы были очевидцы. 1)1,2,4 2)1,2,3,4 3)1,2,4,5 4)1,2,3,4,5

Практическая работа Утренняя тишина была такой(1) что(2) если на озере сонно вскрикивала птица(3) то её крик гулким эхом отзывался по всему (4) ещё не проснувшемуся лесу. 1)1,3 2)1,2,3,4 3)1,2,4 4)2,3,4

Практическая работа Поезд опаздывал почти на час (1) и (2) когда показались заветные огни родного городка (3) то Анне подумалось (4) что они ей приветливо подмигивают. 1) 1,3,4 2) 2,3 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3

Практическая работа Вода в круглых окнах-колодцах казалась неподвижной(1) но (2) если приглядеться (3) то можно было увидеть (4) как из глубины оконца всё время подымается тихая струя (5) и в ней вертятся сухие листики брусники. 1)1,2,3,4 2)1,3,4,5 3)1,3,4 4) 1,2,3,4,5

Практическая работа Иногда кажется (1) что (2) если разбежаться с высокой горы (3) раскинув руки (4) то можно легко взлететь. 1)1,2 2)2,3,4 3)1,3,4 4)1

Практическая работа Мне нравились её глаза (1) голубые и кроткие(2) и (3) хотя около этих глаз уже виднелись морщинки(4)но взгляд их был так простодушен (5) так весел и добр (6) что как-то особенно приятно было встречаться с ним. 1)1,2,3,4,5,6 2)2,3,4,6 3)1,2,4,5,6 4)1,2,4,6

Практическая работа Я думаю (1) что (2) когда заключённые увидят лестницу (3) ведущую наверх (4) то многие захотят бежать. 1)1,3,4 2)2,3,4 3)1,2,3 4)1,2,4

Практическая работа Как томительно жарки (1) те часы (2) когда полдень блещет в тишине и зное (3) и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землёю, кажется (4) заснул 1)1,4 2)2,4 3)2,3 4)2,3,4

Практическая работа Блокадный Ленинград стал символом несгибаемой стойкости и мужества(1) и (2) когда Международному трибуналу были продемонстрированы фотографии (3) на которых умирающие от голода дети делали снаряды для фронта(4) то многие отказывались верить (5) что такое возможно. 1)1,2,3,4,5 2)2,3,4 3)2,3,4,5 4)1,3,4,5

Практическая работа Командир решил вести отряд в обход(1) потому что (2) если (3)как утверждал пленный (4) по курсу их движения была засада (5) то следовало избежать столкновения. 1)1,3,4,5 2)2,3,4 3)1,2,3 4)1,2,3,4,5

Практическая работа Старый охотник резонно заметил (1) что (2) если продукты не спрятать в большую железную бочку (3) медведь- шатун (4) злой и голодный (5) преодолеет страх перед человеком и явится пообедать. 1)1,2,3 2)1,3,4,5 3)1,2,3,4,5 4)2,3,4

Практическая работа На войне бойцы знали (1) что (2) если у фашистов будет отвоёван очередной город (3) то это прибавит сил труженикам тыла (4) тяжёлый труд которых(5) поддерживал фронтовиков. 1)1,2,3,4,5 2)1,3,4 3)1,2,3,4 4)1,2,3,5

Практическая работа Петька очень боялся идти в воду (1) но (2) когда вошёл (3) то не хотел вылезать из неё (4) и делал вид (5) что плавает. 1)2,3,5 2)1,3,4,5 3)1,3,5 4)1,2,3,4