НАУЧНЫЙ СЕМИНАР «Институциональные основы образовательных политик» Заиченко Н.А., Профессор кафедры институциональной экономики
Эволюция науки…. ПОИСК -Первый этап - энциклопедический подход когда рассматривается весь комплекс явлений и исследовательских задач. … усложнение приводит к автономии исследований, сосредоточению на частных задачах. …ведет к этапу противоречий, кот. стимулирует новое знание Интеграция исследований – формирование общей философии дисциплины, устранение противоречий между ее разделами Совершенствование инструментария для изучения данного раздела науки Формируется парадигма ЗРЕЛОСТЬ : Формирование образовательных программ,.кот фиксирует принципы и ключевые элементы науки Через систему образования - наследование и распространение парадигмы Противоречия сняты – развитие науки замедляется …до следующих детализаций и кризисов
Томас Кун предлагал оптическую иллюзию «заяцутка» в качестве примера того, как смена парадигмы может вынудить рассматривать одну и ту же информацию совершенно иным образом.
Конфликт парадигм Макс Планк: Новая научная истина прокладывает дорогу к триумфу не посредством убеждения оппонентов и принуждения их видеть мир в новом свете, но скорее потому, что ее оппоненты рано или поздно умирают и вырастает новое поколение, которое привыкло к ней Еще будучи совсем юным, Макс пришел к своему 70-летнему наставнику Филиппу Жолли и сказал ему, что решил заняться теоретической физикой. Но физик-экспериментатор Филипп фон Жолли посоветовал Планку избрать другую профессию и не портить себе жизнь, так как, по его словам, теоретическая физика в основном закончена... Что ж, если одна физика закончена – нужно начать другую. В 1900 году Макс Планк положил начало квантовой теории….. Подобно выбору между конкурирующими политическими институтами, выбор между конкурирующими парадигмами оказывается выбором между несовместимыми моделями жизни сообщества… каждая парадигма использует свою собственную парадигму для аргументации в защиту этой же парадигмы Принятие решения такого типа может быть основано только на вере [Кун].
научные парадигмы оказывают глубокое влияние на мышление людей парадигмы Птолемея и Коперника. Парадигма Птолемея с Землей в центре и вращающимися вокруг нее Солнцем, планетами и небесным сводом порождала в умах людей понятие о человеке как о божественном существе, помещенном в центр Вселенной ( ок гг). В парадигме Коперника ( ) Земля вращается вокруг Солнца, и это привело к коренному изменению представления людей об устройстве Вселенной и о месте в ней человека. Устранив Землю из центра Вселенной, Коперник изменил также и место человека в космосе. Изменив представление о положении Земли, Коперник удалил человека из центра вселенной.
Общие положения развития науки по Томасу Куну ( гг.) Движущей силой развития науки являются люди, образующие научное сообщество, а не нечто, заложенное в саму логику развития науки; Развитие знания определяется сменой господствующих парадигм, а не простым суммированием знаний, то есть происходят не только (и не столько) количественные, но и качественные изменения в структуре научных знаний;
«Институциональные основы образовательных политик» политика институты ОБРАЗОВАНИЕ: от детского сада до университета От формального до информального
Институциональные основы образовательных политик : в чем суть ПОЛИТИКА принятые государством правила своего поведения по отношению к системе образования и ее элементам, взаимосвязям и взаимодействиям ИНСТИТУТЫ «правила игры» в обществе….. ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми ….
исследование и проектирование тех или иных экономических категорий с точки зрения их соответствия действующим в данном обществе стереотипам и\или правилам поведения, закрепленным моралью или законом. Институционалистский подход предполагает
Исследование и Проектирование : в чем разница Результат проектирования - НОВЫЙ ПРОЕКТ ИлиИНСТИТУТ Результат исследовани я - НОВОЕ ЗНАНИЕ
КАКИЕ ИНСТИТУТЫ исследуем и проектируем ???? 1.Институт заработной платы 2.Институт автономии образовательных учреждений 3.Институт формирования штатных расписаний 4.Институт финансирования общего образования 5.Институт оценивания знаний и умений 6.Институт стимулирования качества труда 7.Институт нормирования труда педагогов (ППС) …………… ………..
Какое новое знание получаем Стереотип: наращивание расходов государства на цели образования улучшает человеческий капитал…. Новое знание: увеличение гос. расходов на образование – тупиковый путь без институциональных изменений… отсутствует тесная взаимосвязь между уровнем гос. Расходов и успеваемостью студентов и их успешностью на рынках труда
Какое новое знание получаем Стереотип: чем меньше учеников в классе или студентов в группе, тем более индивидуализировано обучение и лучше успеваемость …. Новое знание: отсутствует прямая зависимость, и выгоды, получаемые от более высокой успеваемости учеников в маленьких классах НЕ сопоставимы с издержками, которые несет государство при изменении нормы наполняемости …
Какое новое знание получаем Стереотип: высокая успеваемость обучающихся напрямую зависит от качества человеческого капитала учителя ( уровень образования, квалификация, педагогический стаж….. Новое знание: наибольший эффект получаем не столько от человеческого капитала, сколько от социального капитала ( взаимодействия учителей и взаимоотношения учителей и обучающихся), т.е. от институциональной среды образовательной организации …
Какое новое знание получаем Стереотип: высокая успеваемость обучающихся напрямую зависит от качества человеческого капитала учителя ( уровень образования, квалификация, педагогический стаж….. Новое знание: наибольший эффект получаем не столько от человеческого капитала, сколько от социального капитала ( взаимодействия учителей и взаимоотношения учителей и обучающихся), т.е. от институциональной среды образовательной организации …
Какое новое знание получаем Стереотип: стимулирование труда учителя за успешные достижения его учеников повышает уровень образования и результатов обучения учащихся… Новое знание: отсутствует прямая зависимость между уровнем заработной платы учителя с применением системы стимулирования «за качество» труда и результативностью и качеством обучения его учеников … более значимы нормы и правила жизни, корпоративный дух, уклад школы….
Если мы не знаем куда идти – никакая дорога нас туда не приведет