Русские народные сказки Уроки 5-6
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Что такое сказка? Русские пословицы и поговорки гласят: «Не рассказывай сказки» «Сказка – складка, а песня – быль» «Сказка – ложь, а песня - правда» Но А.С. Пушкин сказал: «Сказка – ложь, да в ней намек…..» Может быть не все в сказке вымысел?
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Виды сказок Традиционно сказки подразделяют на три вида: Социально - бытовые О животных Волшебные
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Сказки о животных «Медведь и лиса» «Лиса и тетерев» «Лиса и журавль»… Главные герои: Животные. Если участвует человек, то он противопоставлен животным
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Социально-бытовые сказки « Каша из топора» «Умная внучка» «Солдат и царь»… Главные герои: Люди, побеждающие благодаря смекалке, мужеству и хитрости.
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Волшебные сказки «Василиса Прекрасная» «Царевна - лягушка» «Кощей Бессмертный» Главные герои: Люди, фантастические существа. Животные обычно являются помощниками сказочных героев.
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Зачин Экспозиция Завязка Развязка Исход Кульминация Композиция сказки Учебник страница 12
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается Композиции сказок Зачин Основная часть в которой герои, наделённые определёными качествами, вступают в противоборство, противоречие, в комфликт. Концовка
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Царь-девица (русская народная сказка) В некотором царстве, в некотором государстве был купец. Мудрый старик (татарская сказка) Ещё в давние времена жил падишах. Как появились разные народы (долганская сказка) Давным-давно в старину зимы были холодные Зачины
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Концовки Царь-девица (русская народная сказка ) Обвенчался Иван с Царь-девицей, стали они жить-поживать и добра наживать. Мудрый старик (татарская сказка) Видно и старики бывают полезны, без них тоже не обойдёшься Похождение дикого кота Симбы (африканская сказка ) - Не сердитесь, друзья- сказал им Симба, я только хотел рассказать вам,что ум стоит гораздо больше силы.
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Мы выяснили, что сказки народов мира сходны по композиции, есть зачин, основная часть, концовка
Выяснить, почему сказочные существа помогают героям.
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Вдруг щука говорит ему человеческим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь». Пожалел Емеля щуку, отпустил ее к малым детушкам. По щучьему велению
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Гуси-лебеди Добежала девочка до печки: -Печка, матушка, спрячь меня! -Поешь моего ржаного пирожка. -Девочка скорее пирожок в рот, а сама с братцем - в печь. Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Герои сказок добрые, внимательные, уважают старших, не отказывают в помощи другим, отзывчивые, поэтому волшебные существа им и помогают.
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Отрицательные герои Леший Баба-Яга Ведьмы Лиса Кощей Домовой Русалки Царь
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Леший Хозяин леса. Живёт в избушке на курячьей голяшке, украшенной человеческими костями. Носится по лесу, сбивает жертв с дороги,дурит людей, дразнится, визжит на разные голоса. Селится в глухих еловых лесах. Ненавидит поющих чёрных петухов, пятнистых собак и трёхцветных кошек.
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Баба-Яга Слепая, сгорбленная старуха с нечёсаными волосами. Нос крючком,нога костяная. Живёт в избушке на курьих ножках, пожирает людей. Летает в ступе с метлой в руке. Характер истерический. Поведение неуравновешенное. Бывает то зла, то добра.
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Кощей Бессмертный Скелет в плаще со сверкающими глазами. Представитель тёмных туч. Хранитель сокровищ и похититель красавиц, окаянный и безжалостный. Смысл его жизни – погубить всех. В злобе – мечется,как цепная собака, гремя костями. Живёт во дворце в подземном царстве.
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Выводы: Некоторые сказочные герои вызывают у нас антипатию. Таких героев мы определяем по их отрицательным качествам и поступкам. Нам неприятна и внешность таких героев. Не нужно стараться быть похожими на таких героев.
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Сказки передаются из поколение в поколение. В их основе - нравственные ценности, которые актуальны во все времена: добро, милосердие, сострадание, взаимовыручка. Эпиграф из сказки «Король-ворон» гласит: Зло живёт не только в сказке – В жизни ходит без опаски. Но добро покуда живо – Сказка древняя не лжива. Поэтому без сказок невозможна наша жизнь!
© МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Литература 1.Хрестоматия по литературе для 1 – 4 классов.Издание 2-е переработанное (Оформл. М.Ордынский.)-Ростов н/Д: ЗАО «Книга», с. 2.Русские народные сказки – Ярославское книжное издательство, 1955 г. – 208 с. 3.Русские народные сказки: Книга для самостоятельного чтения. 4-6 кл. Составитель Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, – 320 с. 4.Родная речь. Учебник для учащихся нач. школы. В 3 кн. Кн. 2, ч.1. Составитель М.В.Голованова и др. – 10 изд. – М.: Просвещение, – 255 с.