Самарский государственный университет ОЦЕНКА УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Шабунин Д.М. Тольятти, 2009
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ Основная цель – проведение оценки уровня удовлетворенности населения качеством общего образования Задачи: совершенствование методики проведения социологического опроса; изучение уровня удовлетворенности качеством образования учащимися школ; изучение уровня удовлетворенности качеством образования педагогами; изучение уровня удовлетворенности качеством образования родителями; изучение уровня удовлетворенности качеством образования членами попечительских Советов; обработка, интерпретация и анализ результатов социологического опроса.
Удовлетворенность качеством образования Учебным процессом Содержательная сторона Эмоционально- психологическая сторона Профессиональные компетенции Личностные компетенции Преемственность профильного образования Дополнительные занятия с репетитором Оценка направлениям реформы Оценка деятельности профессиональных и общественных органов образования Техническая сторона Профильным образованием
Методика оценки уровня удовлетворенности Оценка уровня удовлетворенности проводилась по пяти балльной шкале: 1. полностью не удовлетворен 2. скорее удовлетворен, чем удовлетворен 3. скорее удовлетворен, чем не удовлетворен 4. полностью удовлетворен 5. затрудняюсь ответить.
Интегральный индекс удовлетворенности качеством образования I=(u 1 +u 2 )/100, где I – индекс удовлетворенности; U 1 – удельный вес респондентов, выбравших ответ «скорее удовлетворен, чем не удовлетворен»; U 2 - удельный вес респондентов, выбравших ответ «полностью удовлетворен». Величина индексов изменяется от 0 до 1, чем ближе к 1, тем в выше удовлетворенность. Сводные индексы: I 1 – удовлетворенность учебным процессом и I 2 – удовлетворенность профильным образованием. Интегральный индекс I j - среднеарифметическая величина суммы сводных индексов (I 1 +I 2 ).
Состав респондентов 2008 год Всего опрошено 592 человека, из них 288 выпускников школ, 126 родителей учеников, 110 учителей школ, 68 членов попечительских Советов год Всего опрошено 754 человека, из них 294 выпускников школ, 236 родителей учеников, 148 учителей школ, 76 членов попечительских Советов.
Распределение респондентов по типу поселений, % 2008 год верхний рисунок, 2009 год нижний
Распределение респондентов по полу, % 2008 год верхний рисунок, 2009 год нижний
Распределение респондентов по типу школы в 2009, %
Интегральный индекс удовлетворенности качеством образования за 2008 и 2009 годы
Сводный индекс удовлетворенности учебным процессом за 2008 и 2009 годы
Сводный индекс удовлетворенности профильным образованием и полученными компетенциями за 2008 и 2009 годы
Индексы удовлетворенности направлениями реформы в 2008 г.
Индексы удовлетворенности направлениями реформы в 2009 г.
Сводные индексы удовлетворенности направлениями реформы за 2008 и 2009 годы
Планы выпускников после окончания школы в 2009 Планы выпускников, %
Необходимость дополнительных занятий с репетитором для поступления в ВУЗ в 2009 г., % Все группы респондентов считают необходимым условием поступления в ВУЗы дополнительные занятия с репетиторами. Мнение учителей
Выводы Все группы респондентов: учащиеся, учителя, родители и члены попечительских Советов достаточно высоко оценивают качество образования в школах республики. Средний интегральный индекс удовлетворенности качеством образования по всем четырем группам в 2009 г. оказался несколько выше и составил 0,79 (в 2008 г. – 0,77). В наибольшей степени удовлетворены качеством образования учителя. В 2009 г. интегральный индекс удовлетворенности качеством образования по четырем группам респондентов несколько сравнялся, за счет повышения величины индекса у выпускников (на пять сотых пунктов) и членов попечительских Советов (на семь сотых пунктов) и понижения у учителей и родителей он снизился на один сотый пункт. Относительную неудовлетворенность продемонстрировали респонденты материально- технической стороной школьного образования, особенно такими ее составляющими как состояние медпункта и внимание к здоровью школьников, состояние столовой и техническая оснащенность лабораторий. Самые высокие показатели неудовлетворенности этими аспектами отмечены у учителей и выпускников обычных школ. В оценке направлений реформы респонденты продемонстрировали положительное отношение. По сравнению с 2008 г. в 2009 г. величины индексов удовлетворенности снизились. Особенно низким в 2009 г. оказался индекс удовлетворенности нормативно- подушевым финансированием, его значение варьирует от 0,28 у учителей до 0,38 у родителей. Также низкую удовлетворенность продемонстрировали учителя и попечители по введению ЕГЭ – 0,43 и 0,48 соответственно. Все группы респондентов считают необходимым условием поступления в ВУЗы дополнительные занятия с репетиторами.
Спасибо за внимание.