Самый лучший текст Модуль «Медиаобразование в школе и вузе» МГГУ им. М.А. Шолохова © И.В. Жилавская
Говорить на одном языке Любой текст состоит из слов. Чтобы передать смысл какого-нибудь события, истории, своих переживаний, мы используем разные слова. Подбираем их в соответствии с нашим словарным запасом. Мы выстраиваем слова в определенном порядке и при этом уверены, что человек, которому мы адресуем послание, поймет нас. Как было бы здорово, если бы так было всегда! Но почему-то люди часто не понимают друг друга.
Трудности понимания Люди имеют разные взгляды на происходящие события, поэтому они по-разному понимают то, что написано об этих событиях в газетах. Некоторые выдают желаемое за действительное. А иногда бывает, что читателей сознательно вводят в заблуждение, и тогда уж они совсем не понимают, что происходит на самом деле. Это бывает, когда, например, безответственные люди хотят скрыть причины случившегося происшествия и утаивают правду.
Текст – это: последовательность знаков (языка или другой системы знаков), образующая единое целое; авторское сочинение или документ, воспроизведенный на письме или в печати; упорядоченное множество предложений, объединенных различными типами лексической, логической и грамматической связи, способное передавать организованную и направленную информацию; то, что создается с целью дальнейшей передачи другим (коммуникации) или себе самому через некоторый промежуток времени; структура любого законченного, связанного, грамматически правильного высказывания, устного или письменного.
Тексты для разных видов СМИ Газетный текст – это текст, который написан журналистом для газеты или журнала. Он имеет свои особенности. Есть еще тексты, которые пишутся для электронных СМИ – телевидения и радио. Они отличаются от текстов печатных СМИ по объему, использованию лексики, по структуре предложений. Совсем другой текст создается для цифровых СМИ – для сайтов, блогов и других интернет- ресурсов. Это новый язык интернет- журналистики.
Особенности газетных текстов Сегодня в печатных СМИ почти стерлись границы между разными стилями речи. Не существует больше жестких стилистических границ между газетной речью, просторечием, жаргонами и диалектами. Более того, жаргоны и просторечие приобретают сильную власть над газетной речью. Однако это не значит, что свои школьные газетные материалы надо писать на жаргонном языке. Все хорошо в меру.
Особенности газетных текстов Газетная речь вышла из жесткой системы книжных стилей и активно взаимодействует с разговорной речью. При этом ближайшим к газетной речи соседом среди книжных стилей становится деловая речь. Газетная речь сегодня активно взаимодействует с рекламными и ораторскими текстами, потому что современные средства массовой информации становятся площадкой для рекламы и публичных выступлений.
Газетный текст отличается: новизной реальной ситуации и достоверностью ее воспроизведения; значимостью проблемы, под углом зрения которой рассматривается реальная ситуация; оперативностью подачи материала; убедительностью идеи; полнотой и яркостью выразительных средств; четкостью композиции; смысловой точностью, запоминаемостью журналистского образа; логической и языковой грамотностью.
Составь план действий Чтобы не запутаться в словах, составь план. Да, это будет именно план действий: сначала я скажу об этом, потом приведу вот этот факт, потом процитирую вот этого человека и закончу вот этим. План, который ты составляешь поможет тебе не увлечься мелочами, не уйти в сторону от задуманной темы. Итак, в начале заметки, статьи – главная мысль, которую ты хочешь изложить. Второй пункт плана – раскрытие темы. Объясни, почему ты считаешь именно так, а не иначе, какими примерами можешь доказать свои идеи. Третье – вывод, который логично вытекает из второй части статьи.
Придерживайся трех правил Следуй: от интересного факта - к важному выводу от простого – к сложному от явления – к смыслу
Текст для цифрового СМИ Одна их главных особенностей интернет-текста – краткость. Темп чтения в интернете гораздо быстрее, чем в газете, которую можно отложить и посмотреть позднее, например, после матча Испании и Голландии. Не забывай: в Сети следует стремиться к такому тексту, который будет хорошо восприниматься не только при внимательном чтении, но и при беглом просмотре.
Текст для цифрового СМИ Старайся составлять предложения простыми и короткими, но держите под рукой мысль, что красивый текст только из коротких предложений не построить. Играй с темпом. Короткие предложения разбавляй предложениями средней длины. Главное, старайся не делать слишком тяжелых конструкций, в которых можно запутаться. Чрезвычайно сложное и длинное предложение раздели на 2-3 простых.
Текст для цифрового СМИ Разбивай текст на абзацы. В каждом обзадце должна отражаться одна законченная мысль. 3-5 предложений вполне достаточно для одного абзаца. Для облегчения восприятия информации используйте маркированный список. Не злоупотребляй союзами «но», «и», «а» в начале предложения. Бойся излишнего обращения к читателю, если статья не носит рекламный характер.
Текст для цифрового СМИ Если ты берешь дополнительную информацию из интернета, помни, что в нем есть много полезного, но и еще больше всякого мусора. Поэтому информацию, полученную из интернет- источников, надо тщательно перепроверять. Можно это сделать прямо в интернете с помощью поисковых маши. А лучше поискать информацию в печатных источниках – они надежнее.
Перевернутая пирамида Все главное должно стоять на первом месте. Этот принцип полезен и в журналистике и еще более при составлении текста для сайтов. Каждое предложение должно быть построено таким образом, чтобы наиболее важные слова были в начале. Каждый отдельный абзац также должен начинаться с ключевой информации. Текст в целом тоже нужно составлять так, чтобы его основные мысли и выводы размещались в одном или нескольких первых предложениях.
Поток информации внутри пирамиды Лид-резюме, основанный на том факте, о котором идет речь. Постановка вопроса. Ознакомление с темой статьи. 2-4 абзаца, в которых излагается факт/вопрос/тема более подробно. Абзац-предыстория или абзац-связка, которые связывают факт/вопрос/тему с тем, что происходило ранее. Дополнительная информация о факте/вопросе/теме статьи. Дополнительная информация о предыстории или дальнейших перспективах развития событий.
Спасибо за внимание!