СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БЕЛОУСОВ - УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МОУ СОШ 27
Белоусов Сергей Васильевич 18 лет работает в нашей школе учителем изобразительного искусства и технологии Лауреат I премии V краевого конкурса педагогов дополнительного образования « Сердце отдаю детям »
19ЯНВАРЯ 2011 ГОДА С. В. Б ЕЛОУСОВ ПРОВЕЛ МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ ПО ТЕМЕ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ» Сначала было слово … ( вступительное )
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся - практико - ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые ; по продолжительности - мини - проекты, краткосрочные, годичные ; по количеству участников - индивидуальные и групповые ; по форме продукта - газета, игрушка, домашняя утварь, мультимедийный продукт и т. д.
Работа над проектом основана на взаимодействии, совещательности, взаимопомощи и взаимной ответственности всей учебной группы и педагога
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ИЛИ ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ : ЧТО ЭФФЕКТИВНЕЙ ? Преимущества персональных проектов : План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих. Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии. Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков ( исследовательских, презентационных, оценочных ) становится управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов: У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне. Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Какова роль учителя в проектной деятельности? Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе. В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом. Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели. Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях. Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам. Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект. «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь. Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем. Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.
А потом дело … ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ НАЧИНАЕТСЯ С ПЛАНИРОВАНИЯ
РАБОТАТЬ МОЖНО ИНДИВИДУАЛЬНО И КОЛЛЕКТИВНО
РАБОТА ЗАНИМАЕТ НЕ ОДИН УРОК
И ТЕРПЕНИЯ У РЕБЯТ ДОСТАТОЧНО
А ЕСЛИ ЧТО - ТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, УЧИТЕЛЬ ВСЕГДА РЯДОМ
ПОМОЖЕТ И СЛОВОМ И ДЕЛОМ
ЕСТЬ ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ САМИМ
И И ПОКАЗАТЬ ДРУГИМ