ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» Институт дополнительного профессионального образования Кафедра ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» 1. Дистанционное обучение. 2. Телекоммуникационные сети и их ресурсы для системы образования.
Понятия открытого образования и дистанционного обучения Под дистанционным обучением понимается комплекс образовательных услуг, при котором субъекты образования (обучающиеся, педагоги, тьюторы и др.) имеют пространственную и (или) временную удаленность друг от друга, а учебный процесс осуществляется с помощью специализированной информационно- образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.
К основным целям ДО следует отнести: -предоставление студентам, гражданским и военным специалистам, безработным, самым широким кругам населения равных образовательных возможностей в любых районах страны и за рубежом; -повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, лидирующих отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, институтов повышения квалификации, других образовательных учреждений;
возможность получения как базового, так и дополнительного образования параллельно с основной деятельностью; -расширение образовательной среды в России на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования; -интеграция с очной и заочной формами обучения, совершенствуя и развивая их; -создание условий для непрерывного образования;
Технологии и технические средства ДО включают в себя: -комплекты («кейсы») специальных учебных пособий для системы ДО в твердых копиях; -электронную почту; телеконференции по электронной почте; -электронные библиотеки; -доступ к базам данных в оперативном режиме; голосовую почту; -видеокассеты; -автоматизированные учебные курсы; -лазерные диски и учебные пособия в среде мультимедиа; -системы телекоммуникаций; -телевидение.
Технологии дистанционного обучения Известны и применяются следующие основные технологии дистанционного обучения: 1. Кейс-технология, при которой обучаемый получает комплект учебных материалов (кейс) и изучает их, имея возможности периодических консультаций с преподавателями-тьюторами в учебных пунктах (центрах). 2. ТВ-технологии, при которых основные учебные процедуры основаны на прослушивании и просмотре телевизионных лекций. 3. Сетевые технологии, при которых доступ к учебным материалам и консультации с преподавателями проводятся посредством телекоммуникационных технологий и вычислительных сетей. Как правило, в качестве сети используется Internet, тогда сетевую технологию называют Internet-технологией (или Web-технологией).
Модели дистанционного обучения Дистанционное обучение делится на две основные категории: - синхронное; - асинхронное. При синхронной модели студенты и преподаватели общаются в реальном времени через виртуальные аудитории, используя сочетание различных методов передачи информации. При асинхронном подходе студент сам определяет темп обучения. В частности, он имеет выбор между различными носителями информации, может выполнять задания в соответствии с аудиторной программой или планом, а затем передавать готовую работу преподавателю для оценки.
Создание программно-методических средств самоконтроля, входного, текущего и итогового контроля знаний Сервисные возможности телекоммуникационной сети и других технических средств, используемых в ДО, во многом определяют особенности и принципы организации системы контроля знаний и умений. Принцип контроля знаний ДО – это ответ на вопрос «что контролировать» и, по аналогии с традиционными формами обучения, основан на выявлении компетентности учащегося в изучаемом предмете; то есть важно не то, сколько занятий посетил учащийся, а именно то, насколько хорошо он разбирается в материале и умеет его использовать.
2. Телекоммуникационные сети и их ресурсы для системы образования Передаваемый по сети текст становится автономным объектом, с которым может работать сам учащийся, внося изменения непосредственно в полученный материал. Таким образом, учебный текст одновременно является «рабочей тетрадью». Современные средства представления информации на экране ПК позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам: можно выбрать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или киноклипы. Особенно важно, что эти средства являются стандартными, входят в базовый пакет программ информатизации офиса, распространяемый фирмой Microsoft. Приобретая такой пакет, школа обеспечивает не только учебный процесс по предмету «Основы информатики», но и потребности работы в сети Internet.
Internet несет в себе громадный потенциал образовательных услуг, но чтобы перейти к их анализу прежде всего нужно пояснить, что мы понимаем под термином образовательные услуги. Образование – это не только обучение при необходимом участии учителя. Образовательные услуги включают в себя информирование как учащихся, так и преподавателей по широкому кругу тем, связанных с их учебной и преподавательской деятельностью. Например, реклама через Internet новых методических пособий, выпущенных в традиционном печатном виде, – это тоже образовательная услуга. Весьма большое количество услуг сети может применяться для управления системой образования, а не только для нужд собственно учебно- воспитательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Попова М.В., Сапожников А.В., Сапожников В.И. Информационные, коммуникационные технологии. Учебник – М.: РПА «АПР», – 296 с. 2. Беляев М.И., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Технология создания электронных средств обучения. М.: ИДО РУДН, – 130 с. 3. Попова, М.В. Взаимодействие информационных и педагогических технологий в формировании информационной культуры студентов : монография / М.В. Попова. – Невинномысск : НГГТИ, – 171 с.
Дополнительная: Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: "Филинъ", Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, Информатизация образования: направления, средства, повышение квалификации / Под ред.С.И.Маслова. М.: Изд-во МЭИ, Герасимов, В.П. Информационные технологии в образовании, управлении и научно-исследовательской деятельности. В 3 ч. Ч. 1. Северный Кавказ, Ставропольский край / В.П. Герасимов, Г.Г. Карпенко. – Невинномысск : – 224 с.