Работа с родителями
В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин
Основные этапы работы школы с родителями Работа с родителями учащихся начальной школы. Работа с родителями учащихся 5 классов (адаптация перехода в основную школу). Работа с родителями учащихся основной школы (6–8 классы). Работа с родителями учащихся старших и выпускных классов.
Функции взаимодействия школы и родителей воспитательно-развивающая; информационная; формирующая; охранно-оздоровительная; контролирующая; бытовая.
Задачи взаимодействия школы и родителей формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями; активное участие родителей в воспитании детей.
Организация взаимодействия школы и семьи изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса; группировку семей по принципу наличия в них нравственного потенциала и возможности оказывать воспитательное воздействие на своего ребенка, детей класса; анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Совместная деятельности педагогов и родителей Поддержка физического здоровья учащихся. Общение и формирование личностных ориентаций учащихся: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре, способствующих пониманию общечеловеческих ценностей. Познавательная сфера жизни учащихся (работа с учителями-предметниками) с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Защита не ученика, а человека в нем.
Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи; психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед; организация совместного проведения свободного времени детей и родителей; защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Правила для педагогов Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения. Работа с родителями должна быть целенаправленной, планомерной и систематической. Методы этой работы должны быть взаимосвязаны с методами воспитания детей. Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
Изучение семьи Общие сведения о родителях, других членах семьи, жилищные условия, материальная обеспеченность. Интерес к делам школы. Общие сведения о детях (возраст, интересы, уровень воспитанности). Воспитательные возможности семьи (уровень педагогической культуры родителей
Содержание работы с родителями повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы); вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы); участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Методы работы с родителями беседа; тестирование; анкетирование. наблюдение;
Формы работы с родителями Традиционные Родительские собрания Общеклассные и общешкольные конференции Индивидуальные консультации педагога Посещения на дому Нетрадиционные Дискуссии Психологические разминки Круглые столы Устные журналы Практикумы Родительские вечера Родительские чтения Родительские тренинги
Формы психолого-педагогического просвещения Лекция Конференция Практикум Открытые уроки Индивидуальные тематические консультации Посещение семьи Родительское собрание Общешкольные родительские собрания Классные родительские собрания Университет педагогических знаний
Примерная тематика консультаций для родителей: Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? Плохая память ребенка. Как ее развить? Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. Наказания детей. Какими им быть? Тревожность детей. К чему она может привести? Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления. Грубость и непонимание в семье. Талантливый ребенок в семье. Друзья детей – друзья или враги? Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Рекомендации по проведению родительских собраний: Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Примерные темы родительских вечеров: Рождение ребенка и первый год его жизни и развития. Первые книжки ребенка. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу? Друзья моего ребенка. Праздники нашей семьи. «Можно» и «нельзя» в нашей семье. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем? Песни, которые пели и поют наши дети.
Педагогам и родителям на заметку Если: – ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; – ребенка высмеивают, он становится замкнутым; – ребенка хвалят, он учится быть благородным; – ребенка поддерживают, он учится ценить себя; – ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины; – ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; – ребенок растет в честности, он учится быть справедливым; – ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; – ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным; – ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Использованная литература