Основные принципы формирования федеральных перечней учебников Особенности Федерального перечня 2010-2011г.г. Основные принципы формирования федеральных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса в 2011 – 2012 учебном году.
Advertisements

Правовой инструментарий экспертизы как механизм качества авторских педагогических разработок Астапенко Е.Л. методист МУ «Информационный методический центр»
Учебники и учебные пособия 1 Минобрнауки России ноябрь, 2011.
« Учебно-методическое обеспечение образовательных организаций: нормативно-правовая база»
УМК Рассматриваемые вопросы Нововведения Минобрнауки России по вопросу учебного книгообеспечения Особенности ФП Опыт «Фестиваля издательств» Алгоритм выбора.
Новый порядок формирования Федерального перечня учебников (утверждён приказом Минобрнауки России от , регистрационный номер в Минюсте России.
Обеспечение учебниками в учебном году подготовила методист территориальной группы ЮВАО Городского методического центра ДОгМ Кузнецова Л. В.
Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные.
Министерство образования и науки Красноярского края Вопросы учебного книгообеспечения ( учебный год)
Министерство образования и науки Красноярского края Вопросы учебного книгообеспечения ( учебный год)
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
О федеральных перечнях учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004/2005 учебный год.
Нормативное обоснование образовательных программ.
О федеральных перечнях учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004/2005 учебный год.
Нормативно-правовые основания обеспечения учащихся учебной литературой.
1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
О деятельности администрации ОУ по вопросу формирования заказа на учебники на учебный год Информационно-диагностический центр управления образования,
Транксрипт:

Основные принципы формирования федеральных перечней учебников Особенности Федерального перечня г.г. Основные принципы формирования федеральных перечней учебников Проект ФП

Федеральный перечень учебников документ, содержащий списки учебников, ежегодно утверждаемыe на основе экспертизы Министерством образования и науки РФ, в качестве рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (В части использования учебников и учебных пособий внесены изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 28, 29, 32, 55))

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. 194-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования» в части использования учебников и учебных пособий внесены изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 28, 29, 32, 55) Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения п.2, 23) определение СПИСКА УЧЕБНИКОВ в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, а также УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, допущенных к использованию в образовательном процессе

Федеральные перечни учебников представляют собой четыре перечня: - РЕКОМЕНДОВАННЫХ Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях - ДОПУЩЕННЫХ Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях - РЕКОМЕНДОВАННЫХ Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях - - ДОПУЩЕННЫХ Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

Различие понятий «рекомендовано» и «допущено»: В перечни учебников, РЕКОМЕНДОВАННЫХ Минобрнауки России включаются учебники, обеспечивающие преемственность изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующей ступени общего е. образования т.е. завершенная предметная линия. (Это учебники 1-4 классов, 5-9 (5, 7-9, 8-9), 10-11(10) ) В перечни учебников, ДОПУЩЕННЫХ Минобрнауки России включаются единичные учебники. (Это чаще всего новые учебники, в которых автор пока не завершил весь курс предмета, или учебники в которых рассмотрены только отдельные темы общего курса для отдельных классов)

Основные принципы формирования федеральных перечней учебников Учебник включается в федеральный перечень после прохождения государственной экспертизы при наличии двух положительных экспертных заключений: 1. по результатам педагогической экспертизы (РАО) 2. по результатам научной экспертизы (РАН) 6

утверждено Положение о порядке проведения экспертизы учебников ( приказ 428 Минобрнауки России от 23 апреля 2010 года до 1 ноября 2010 года завершенные линии учебников и системы учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения ООП с учетом требований ФГОС проходят экспертизу в РАН и РАО в декабре 2010 года будут утверждены федеральные перечни учебников, включая учебники в соответствии с ФГОС Учебно-методическое обеспечение

Приказ 428 Минобрнауки России от Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы учебников Положением установлены новые сроки направления заказчиком экспертизы заявления для проведения экспертизы учебника – с 1 января по 1 августа текущего года. Минюсте России Приказ 428 зарегистрирован в МинЮсте к для ФП Для проведения экспертизы учебников на соответствие федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования представляются учебники, входящие в завершенную предметную линию учебников и (или) входящие в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.

Особенности новой экспертизы учебников При экспертизе учебников на соответствие ФГОС – определяется принадлежность учебника к системе учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения ООП общего образования на соответствующей ступени общего образования (Приказ Минобрнауки России от 23 апреля 2010 года 428) 9

Система учебников: обеспечение реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС комплексное представление информационно-образовательной среды учебного предмета, которое обеспечивает логику изложения содержания, определяет пути и уровни освоения учебного курса целенаправленное и системное изучение учебных предметов от класса к классу, от ступени к ступени повышенный спрос образовательных учреждений на системы учебников 10

Особенности Федерального перечня гг : 1.В нем есть учебники соответствующие ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ (ФГОС) в начальном образовании (стандарты второго поколения) и учебники соответствующие ФЕДЕРАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА в начальной, основной и старшей школе (ФК ГОС) (стандарты первого поколения)

Структура федерального перечня учебников г.г. Перечень рекомендованных учебников 1. Раздел – системы учебников (ФГОС) 2. Раздел - завершенные предметные линии учебников (ФГОС) 3. Раздел – завершенные предметные линии учебников ( ФК ГОС) Перечень допущенных учебников 1. Раздел – учебники, не принадлежащие к завершенной предметной линии (ФГОС) 2. Раздел – учебники, не принадлежащие к завершенной предметной линии ( ФК ГОС) 12

Особенности Федерального перечня гг : 2. Вновь представлена колонка года прохождения экспертизы (год получения грифа) Соответствует ФК ГОС Соответствует ФГОС

Год прохождение экспертизы Год грифования указан на титульном листе учебника, обычно это с правой стороны вверху страницы

Особенности Федерального перечня гг : Список РЕКОМЕНДОВАННЫХ учебников для общеобразовательных учреждений представлен 3-мя разделами. 1. Раздел – системы учебников (ФГОС) 2. Раздел - завершенные предметные линии учебников (ФГОС) 3. Раздел – завершенные предметные линии учебников ( ФК ГОС)

Раздел 1 (рекомендованных) Вошли СИСТЕМЫ УЧЕБНИКОВ, обеспечивающие достижение требований результатов освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования(рис.2). (Систему образуют учебники по всем предметам основной образовательной программы начальной школы. Все эти учебники объединены едиными дидактические принципами, едиными технологиями в том числе едиными технологиями оценивания результата и имеют написанную на основе примерной, основную образовательную программу, включающую в себя и компонент определенного УМК). Год прохождения экспертизы у данных учебников

Системы учебников в проекте ФП Системыклассы обуч грам русск язин язлитер чтматемокр миртехнолог информ ат ИЗОМузыкаОБЖ физкуль тура 1 Перспектива 1 кл кл кл кл Школа России 1 кл кл кл кл Школа кл кл кл кл Начальная школа 21 век 1 кл кл кл кл

Система учебников «Начальная школа 21 век» в ФП г.г.

Система учебников « Перспектива» в ФП г.г.

Система учебников «Школа России» в ФП г.г.

Система учебников «Школа 2100» в ФП г.г.

Раздел II (рекомендованных) входят учебники (начальной школы), принадлежащие к завершенной предметной линии и соответствующие федеральному государственному образовательному стандарту (стандарты второго поколения) Данные учебники не образуют полных УМК (систем учебников) по комплектности, как это прописано в ФГОС начального образования, т.е учебники не представлены по всем предметам, обеспечивающим реализацию основной образовательной программы, не весь федеральный комплект и поэтому они находятся в обычных списках учебников разных издательств, по отдельным предметам.

Учебники представлены отдельными завершенными линиями по разным предметам, разных издательств. Не образуют системы учебников, обеспечивающих ООП НОО

Завершенные линии учебников в проекте ФП ( в составе УМК) УМК классыобуч грамрусск язлит чтение матемокр миртехнологинформатИЗОМузыкаОБЖфизкульт ура ин яз 1 УМК системы Занкова 1 кл кл кл кл УМК системы Эльконина Давыдова 1 кл121 2 кл 21 3 кл 21 4 кл УМК Планета знаний 1 кл кл кл кл УМК Гармония 1 кл кл кл кл УМК Перспективная начальная школа 1 кл кл кл кл УМК Ритм ( Классическая начальная школа ) 1 кл кл кл кл УМК изд.Русское слово 1 кл кл кл кл

Раздел II (рекомендованных) Для работы по данным учебникам, в отличии от учебников 1 раздела, образовательному учреждению придется более основательно потрудиться над написанием основной образовательной программы, прописывая особенности, по которым будут совмещаться учебники из разных УМК. Авторам и издательствам еще предстоит поработать над данными УМК, чтобы в последующих Федеральных перечнях они тоже были представлены как системы учебников, прописанные в требованиях ФГОС, как требования к учебно-методическому обеспечению (параметры комплектности, (ФГОС НОО))

Из материалов ФГОС НОО Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса включают: параметры комплектности оснащения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; параметры качества обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Отдельные завершенные линии учебников в проекте ФП не входящие в УМК и системы учебников (ФГОС) Издательство классыобуч грам русск язлит чтение матемокр миртехнологинформа т ИЗОМузыкаОБЖфизкульт ура ин яз ОДНР 3 Просвещение 1 кл кл кл кл Вентана Граф 1 кл 11 2 кл 11 3 кл 11 4 кл Титул 1 кл 2 кл 2 3 кл 2 4 кл 2 7 АСТ- ПрессШкола 1 кл кл кл кл Яхонт 1 кл кл кл кл Русское слово 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл 2 12 Баласс 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл 1

Раздел III (рекомендованных) Учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии, соответствующие федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (стандарты первого поколения). Это все известные завершенные линии учебников для основной и старшей школы

Раздел III Год прохождения экспертизы у них разный ( ранее 2010 и в 2010) Соответствуют ФК ГОС

Особенности Федерального перечня гг : 4. Список ДОПУЩЕННЫХ Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях представлен тоже 2-мя разделами 1. Раздел – учебники, не принадлежащие к завершенной предметной линии (ФГОС) 2. Раздел – учебники, не принадлежащие к завершенной предметной линии ( ФК ГОС)

Раздел I (допущенных) Учебники, не принадлежащие к завершенной предметной линии (на соответствие федеральному государственному образовательному стандарту. Список учебников представлен в данном перечне только одним учебником 4 класса, т.к учебники других классов данной линии не прошли экспертизу на соответствие ФГОС, чтобы стать завершенной линией.

Раздел I представлен пока одним учебником из завершенной линии, который прошел экспертизу на ФГОС

Раздел I I (допущенных) Учебники, не принадлежащие к завершенной предметной линии на соответствие федеральному компоненту государственного образовательного стандарта) т.е стандартам первого поколения. Это список всех известных учебников только 2, 3, 4 классов, по которым будут заниматься учащиеся в не перешедших на ФГОС или стандарты второго поколения классах. Среди данных учебников нет учебников для первого класса т.к все первые классы переходят на ФГОС и, поэтому, они образуют незавершенные линии и могут находиться только в допущенных. Год прохождения экспертизы у них разный и ранее Эти учебники в течении 3 лет постепенно уйдут из перечней.

Здесь нет учебников 1 класса, поэтому теперь линии их незавершенные Соответствуют ФК ГОС Год прохождения экспертизы у них разный и ранее 2010 Раздел I I (допущенных)

Особенности Федерального перечня гг : 3 и 4 списки федеральных учебники рекомендованных (завершенные предметные линии) и допущенных (незавершенные линии) для специальных коррекционных школ для детей с особенностями в обучении и развитии.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы Учебно-методическое обеспечение ФГОС 36

Учебно-методическое обеспечение ФГОС 37 образовательное учреждение должно иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР библиотека должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам, а также иметь фонд дополнительной литературы фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания

ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ т ООО «СибВерк» Специалист по методической работе т. (383) , Тимонова Людмила Викторовна (семинары, консультации) (заказы) Контакты:

Спасибо за внимание!