ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Содержание области направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи ; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ СОДЕРЖАНИЕ Многократное чтение, рассказывание в разных условиях Совместное обсуждение услышанного, прочитанного, диалог с детьми Декламация, чтение наизусть индивидуально, в паре, в группе «Оживление» иллюстрации, проигрывание сцены «Оживление» иллюстрации, проигрывание сцены свободное рассказывание, пересказы с использованием иллюстраций и иных зрительных опор свободное рассказывание, пересказы с использованием иллюстраций и иных зрительных опор Озвучивание, иллюстрирование, конструирование и проч. Озвучивание, иллюстрирование, конструирование и проч.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ К.Д. Ушинский афористично заметил: «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело». «Технике восприятия необходимо учить», – писал основатель отечественной теории речевой деятельности A. A. Леонтьев.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПО ЗАДАЧАМ И СОДЕРЖАНИЮ ЧХЛ КОММУНИКАЦИЯ ПОЗНАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками овладение нормами русского языка формирование целостной картины мира расширение кругозора формирование первичных представлений о себе, окружающем мире формирование первичных ценностных представлений
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 3-4 года -Зависимость понимания текста от личного опыта ребенка -Установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом (при этом дети чаще всего не понимают переживания и мотивы поступков главного персонажа)
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 4-5 лет -Установление простых причинных связей в сюжете, в целом правильное оценивание поступков персонажей -Появление реакции на слово и интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 5-7 лет -появляется интерес не только к поступкам героев, но и мотивам поступков, переживаниям, чувствам; -появляется способность иногда улавливать подтекст; -усложняется понимание литературного героя; -осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма)
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ СОВМЕСТНАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Д-ТЬ -Игровая д-ть -Коммуникативная д-ть (беседы, рассказы, обсуждения) -Чтение -Музыкально-художественная д-ть (инсценирование) -Познавательная д-ть (викторины и т.д.) НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Д-ТЬ -Игровая д-ть -Коммуникативная д-ть (беседы, рассказы, обсуждения) -Чтение -Музыкально-художественная д-ть (инсценирование) -Познавательная д-ть (викторины и т.д.) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Д-ТЬ, В ХОДЕ РЕЖИМА -Коммуникативная д-ть (разговор с детьми, сочинение загадок…) -Проблемные ситуации -Игровая д-ть (театрализованные, с.р.и, режиссерские…) -Продуктивная д-ть -Музыкально-художественная д-ть (различные виды театров) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Д-ТЬ, В ХОДЕ РЕЖИМА -Коммуникативная д-ть (разговор с детьми, сочинение загадок…) -Проблемные ситуации -Игровая д-ть (театрализованные, с.р.и, режиссерские…) -Продуктивная д-ть -Музыкально-художественная д-ть (различные виды театров)
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ самостоятельная игровая деятельность самостоятельная игровая деятельность самостоятельная продуктивная деятельность самостоятельная продуктивная деятельность самостоятельная деятельность в книжном уголке и в уголке театрализованной деятельности
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ При подготовке ребенка к школе ведущей целью должно быть формирование у дошкольника качеств,необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности произвольности, творческого самовыражения и других
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Дошкольное образованиеНачальное образование Ребенок: 1.Развивается любознательность, Инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений, разных способов действия, ответов на возникающие вопросы, решении проблемных ситуаций 1. Самостоятельность в игровой деятельности преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности, возникает инициативность в познавательной деятельности 2. Любит наблюдать, экспериментировать 3. Проявляет интерес к познавательной литературе, символам, схемам
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Дошкольное образованиеНачальное образование Ребенок: 4.Умеет следовать образцу, правилу, инструкции4. Проявляет готовность к совместной с учителем учебной деятельности 5. Имеет общие представления об окружающем мире, о себе, о других людях, развивается наглядно-действенное мышление 5. Развивается наглядно-действенное и наглядно- образное мышление 6. Умеет понимать изображения и описывать изображенное 6. Осваивает знаково-символическую деятельность- умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ 7. Совершенствуется и обогащается речь, становясь одним из необходимых условий познания; развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется звуко- и слово- произношение
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Дошкольное образованиеНачальное образование Взрослый: 1. Поощряет познавательную активность ребенка; организует образовательную среду, стимулирующую познавательную активность детей 1. Формирует учебно-познавательную активность и интерес к экспериментированию, организует образовательную среду, стимулирующую познавательную активность детей 2. Опирается в работе с детьми на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение 2.Формирует произвольность психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания), поведения
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Дошкольное образованиеНачальное образование Взрослый: 3. Уделяет внимание обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи, развитию диалогической речи в процессе общения ребенка с другими детьми 3. Развивает и обогащает мотивы речевой деятельности и речевой практики, ее содержательности, точности, правильности, выразительности, благозвучности 4. Приобщает детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание художественных произведений, обсуждение их содержания 4. Формирует готовность к совместной учебной деятельности
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции: Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков; Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного Времени детей из-за того, что телевидение, видео-, и аудио- техника, компьютеры и интер- нет практически вытеснили книгу из их жизни, Подмена подлинной литературы «суррогатами» массовой культуры и т.д.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ЧТЕНИЕ детям художественных текстов должно быть ежедневным и не только в детском саду, но и дома. Регулярное интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Время для чтения должно быть распределено в распорядке дня. Чтение книги должно проходить в непринужденной обстановке. Не желающие в данный момент слушать книгу должны соблюдать лишь одно правило: заниматься своими делами тихо, не мешая остальным.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ДОУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ: 1. Формировать устойчивый интерес детей к литературе как виду искусства; воспитывать грамотного читателя; 2. Учить детей анализировать текст, постигать смысл читаемого и эстетическую природу текста. Формировать знание о произведении.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ 3. Следить за тем, как дети воспринимают художественное произведение, какое воздействие оно оказывает на них, учитывать детское мнение о произведении и при необходимости корректировать его, формировать нравственный потенциал ребенка; 4. Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни; 5. Расширять круг детского чтения за счет введения современных художественных произведений;
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ 6. На региональном уровне корректировать программу, вводя национальные фольклорные произведения писателей – носителей национального языка; 7. Создавать библиотеку в ДОУ, библиотечные зоны в группах; устраивать книжные выставки, образы книжных новинок, информировать родителей по пробелам детского и семейного чтения; 8. Контролировать процесс семейного чтения;
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ 9. Создавать литературную базу для реализации программы, состоящую из фонотеки, фондов (портреты писателей, книг с автографами, встреч, литературных праздников и т.д.), материалов занятий с родителями по вопросам детского чтения. Активно пользоваться накопленным в работе с детьми и родителями.