МБОУ « ООШ с. Ленинское» «Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления» Учитель начальных классов: Чинченко Л.А.
Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления
«Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется чего-то большего…»
У нас рынок, информационный бум и экономический кризис. С этим надо как-то жить. Надо выбирать и избираться, быть готовым проходить кастинги, побеждать в конкурентной борьбе. Надо продуцировать новые идеи, превращать их в процветающие предприятия. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентностный». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию. Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентностный». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию.
Развитие критического мышления – это естественный способ взаимодействия; отправная точка для развития мышления. «Людям необходимо думать о том, что они делают и зачем, во что они верят и почему. Ни одного дня не должно пройти без этих вопросов.
Технологию развития критического мышления можно использовать на уроках познания мира, литературы, русского языка, реже – на уроках математики (например, кластер).
Структура урока вызовосмыслениерефлексия
Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.
Вызов: Мозговая атака (штурм) Мозговая атака (штурм) Верите ли вы, что … Верите ли вы, что … Корзина идей Корзина идей Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Осмысление: Кластер Кластер Чтение с остановками Чтение с остановками Бортовой журнал Бортовой журнал Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Рефлексия: Синквейн Синквейн Таблица «толстых» и «тонких» вопросов Таблица «толстых» и «тонких» вопросов Ассоциации Ассоциации
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов «тонкие» вопросы «толстые вопросы» Тонкие вопросы – требуют фактического ответа Толстые вопросы требуют обстоятельного развернутого ответа
Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» «Знаю»«Хочу узнать»«Узнал» Степь – природная зона Как выглядит степь в разное время года? Кто живет в степи? … …
Познание мира «Откуда пришла книга?»
Методика «Бортовой журнал» Схема заполнения журнала Имя _____________________________________ Тема ______________________________________ Дата ______________________________________ Время работы_____________________________ Ключевые понятия Рисунок или схема
Кластер
Пример кластера
Сюжетная таблица Литературное чтение. Н.Носов «Заплатка» Кто?Что?Когда?Где?Почему? БобкаПорвал штаны ОднаждыНа забореЗацепился МамаРугалаУвидела Ребята Бобка
Синквейн Первая строка – существительное, тема синквейна. Первая строка – существительное, тема синквейна. Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему. Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему. Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное. Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное. Четвертая строка – фраза из 4-х слов, передающая ваше отношение к существительному. Четвертая строка – фраза из 4-х слов, передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову. Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
ПРИЕМ «КОРЗИНА ИДЕЙ» - Мы говорим почва. А что же такое почва? Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения. - Почва – это … … земля … земля … растительная земля … растительная земля … вещество … вещество … суша, а не вода … суша, а не вода … место обитания, дом животных … место обитания, дом животных …
«Дерево предсказаний»
Свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приемы технологии РКМЧП.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!