Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения
Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих: Коммуникативная способность Коммуникативное знание Коммуникативные умения
Основные формы учебной коммуникации: Монологические формы речевой коммуникации Диалогические формы речевой коммуникации Выступать с готовой заранее речьюУчебная беседа учителя и ученика РассказыватьУчебная беседа в парах ПересказыватьУчебная беседа в группах Спрашивать и задавать вопросыДискуссия СообщатьОтветы на вопросы Отвечать на вопросыРолевая игра КритиковатьБлиц - турнир Доказывать и опровергатьЗащита проекта
Концепция развития школьной коммуникации ЭтапыУмения, отрабатываемые под руководством учителя 1 этапГотовность учащихся участвовать в урочном общении Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой Комментировать вопросы и ответы Делать сообщения Рассказывать логично и последовательно 2 этапПростота и чёткость речевого высказывания Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание Умение использовать риторические вопросы Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания 3 этапУмение вести беседу в паре, в группе Умение поддерживать беседу Умение вести конструктивный диалог Умение построить дискуссию и вести её Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах
любое мнение ценно; ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; повернись так, чтобы видеть лицо говорящего, хочешь говорить – подними руку; дай возможность другому высказать своё мнение, а себе понять его; обращение начинается с имени; критика должна быть тактичной; отсутствие результата – тоже результат; голос – твой божественный дар, умей им владеть. Правила ведения диалога:
Результатом организации чтения, как диалога с автором и освоения ребёнком позиции настоящего читателя считается: Владение детьми способа понимания художественного произведения Умения выразительно читать. Стремление выразить и грамотно оформить свои суждения о произведении в устной речи. Расширение читательского кругозора. Развитее «чувства языка» и литературного вкуса. Формирование коммуникативных способностей.
Типы коммуникативных игр Игры учебного характераИгры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры «Авторская сказка»«Цветик - семицветик» «Угадай, кто я?»«Испорченный телефон» «Фраза по кругу»«Магазин» «От первого лица»Предметная игра «Что? Где? Когда?» «Цепочка»
Виды вопросов: Тренинговые вопросыУчащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач. Конструктивные вопросы Требуют поиска ответа с опорой на имеющий уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа. Альтернативные вопросы Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его. Наводящий вопросВопрос – подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
Вывод: Основные формы учебной коммуникации, формируемые на уроках литературного чтения – монологические и диалогические формы.