Концепция системы оценки качества основного общего образования материалы для обсуждения А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция системы оценки качества основного общего образования А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»
Advertisements

«Проектирование деятельности в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования» Ушакова Е.Г. Эксперт ИПОП «Эврика»
«Проектирование деятельности в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования» Ушакова Е.Г. ИПОП «Эврика» Якутск, 5 июня 2013.
Система оценивания. Требования ФГОС Дозморова Е.В.
Введение ФГОС ступеней общего образования: ключевая проблематика, эффективные модели Р.В. Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной.
Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированного на современные результаты.
НАПРАВЛЕНИЕ «РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (РСОКО)», УШАКОВА Е.Г 14 НОЯБРЯ 2012 Содержательные аспекты мониторинга развития.
«Концепция оценки качества основного общего образования: предметные, метапредметные, личностные результаты» Белгород, апреля 2012г.
Модель региональной системы оценки качества общего образования докладчик Воронцов А.Б.
Социальные компетентности (личностные результаты) носят содержательно - деятельностный характер и связаны с приобретением школьниками социального опыта.
АДАМСКИЙ А.И. – ВДОХНОВЕНИЕ СЕЛЮКОВ Р.В. – РАМКА МУХА Н.В. - СОДЕРЖАНИЕ УШАКОВА Е.Г. - СПИКЕР Г. УЛАН – УДЕ, 14 ОКТЯБРЯ 2012 Проектирование системы оценки.
Становление культурной формы действия представляется в виде трех этапов-уровней опосредствования: формальный – овладение внешними особенностями.
Модель всероссийской системы оценки качества общего образования разработана ИПОП «Эврика» в рамках реализации ФЦПРО докладчик Воронцов А.Б.
Система оценки образовательных результатов в подростковой школе АМОУ «Гуманитарный лицей» г. Ижевска.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Концепция оценки качества основного общего образования: предметные, метапредметные, личностные результаты Ушакова Е.Г., эксперт ИПОП «Эврика» Нальчик,
ПРОБЛЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Транксрипт:

Концепция системы оценки качества основного общего образования материалы для обсуждения А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»

Благодарности Эти материалы являются результатом коллективной работы группы экспертов Института «Эврика» - А.Воронцова, О.Шиян, Р.Селюкова, Е.Ушаковой. Благодарю Л.Глебову, В.Рубцова, В.Болотова, за активное обсуждение и сделанные замечания. Кроме того, по результатам обсуждений в Федеральных округах (Дальневосточном, Хабаровск (1 – 4 апреля, 2012 г.), Приволжском, Пермь (7 – 9 апреля, 2012 г.), были внесли изменения в предварительный вариант. Эврика, А.И., научный руководитель2

Рабочие определения Мы понимаем систему оценки качества образования как институт, (со своими нормами, правилами, действующими лицами), с помощью которого граждане, общество и государство получает информацию об уровне социализации учащихся. Задача оценки решается сбором и анализом(административным, экспертным, общественным) результатов учащихся, их достижений, проявлений их активности. Эврика, А.И., научный руководитель3

Социализация – рамка СОК Социализация – ключевая задача системы образования, и качество образования определяется именно тем, насколько ребенок успешно себя реализовал, на пользу людям и себе. Социальная успешность на основе присвоения культурных образцов и ценностей, умения действовать и ориентироваться в культуре и во времени. Эврика, А.И., научный руководитель4

Результаты образования: проблематика Ключевой вопрос эффективности образования: помощью каких результатов социализация происходит наиболее успешно? Проблема в том, что набор образовательных результатов невозможно установить раз и навсегда – условия социализации меняются. Но и добавлять к общепринятым бесконечное число новых – бессмысленно. Эврика,. А.И., научный руководитель5

Результаты образования: проблематика Скорость изменений стала сопоставимой с жизненным циклом образовательных программ. Изменения происходят быстрее, чем человек успевает получить основные навыки и умения для социализации в этих условиях. Пример: я только научился красиво писать, как наступил период «клавиатурной грамотности». Клепка, сварка, нановыращивание. Машбюро и компьютерный набор. Весло и паровой двигатель. Эврика, А.И., научный руководитель6

Последовательность проектирования СОК Методология определения результатов. Методология проектирования инструментов обнаружения результатов и их оценки. Проектирование образовательных программ для учащихся и подготовки учителей. Эврика, А.И., научный руководитель7

Последовательность проектирования СОК Методология ресурсного обеспечения реализации образовательных программ. Методология оценки качества образования. (Замечание в скобках: методология определения результатов, необходимых для социализации «завтра» – наиболее сложный для педагогического сознания шаг, Потому что требует не педагогических, а иных компетенций: технологический и др. Педагоги отказываются использовать как источник формирования представлений об образовательных результатах НЕ смежные области) Эврика, А.И., научный руководитель8

Комплексность СОК (предварительное замечание) Эврика, А.И., научный руководитель9 Связь качества и финансирования (Бюджетирование по результату), результатов и оплаты труда, общественного управления и системы оплаты труда. Комплексной рамкой может стать муниципальное задание школе – определение объема в соответствии со ФГОС, показателей качества в соотв. со ФГОС и СОК.

Система оценки качества общего образования должна задавать социализацию учащихся при обязательности выстраивания оценки качества образования на показателях индивидуального прогресса учащихся обеспечивать оценку качества услуг, реализуемых ОУ в рамках Г(М)З и определять объем МЗ обосновывать базовую часть ФОТ и инструментально обеспечивать стимулирующие принципы оплаты труда, задавать образовательные результаты и условия для обеспечения их достижения как основы расчета регионального и муниципального норматива финансирования ОУ Эврика, А.И., научный руководитель10

Сквозной характер описания метапредметных результатов Уровневый характер описания предметных результатов операциональность оценки результатов (предметных и метапредметных) Качественный характер оценки личностных результатов Эврика, А.И., научный руководитель11

Результаты основной(подростковой) школы (варианты): Интегральный результат: основным результатом ОО школы, в соответствии со ФГОС, является способность человека делать осознанный, ответственный выбор (в первую очередь относительно своего дальнейшего образования) Предметный результат: удержание целостности предмета; ориентация в предмете; осознание границ предмета; и выхода в другие предметные области; владение предметным инструментарием.

Метапредметные результаты: Регулятивные: самоорганизация, способность к действию; Познавательные: информационная грамотность. Коммуникативные: способность вступать в эффективную коммуникацию. Личностные результаты: Понимание, к какому типу деятельности есть склонность; Понимание особенностей того или иного типа деятельности и особенностей образа жизни, присущего ему.

Результаты образования Сквозные метапредметные (через все возраста) Умею учиться Умею взаимодействовать Умею работать с информацией Уровневые предметные (через все предметы) 1. Умею действовать по образцу 2. Умею применять способ действия в аналогичной ситуации 3. Умею преобразовывать способ действия

Как соотносятся предметные и метапредметные результаты? Вариант 1: неразличение (метапредметный результат якобы появляется «автоматически») Вариант 2: противопоставление (провокация: базовый и углубленный уровень в ПООП) Вариант 3: метапредметные цели и предметные средства. Произведение – предметный или метапредметный результат?

Структура образовательных результатов Блок 1. Метапредметные результаты – образовательные результаты, выходящие за пределы одного учебного предмета. Начальное общее образование Основное общее образование Полное общее образование умение учиться как способность учебная грамотность образовательная компетентность учебное сотрудничество как способность коммуникативная грамотность- коммуникативная компетентность умение работать с информационным текстом как способность информационная грамотность информационная компетентность

Учебная грамотность 8 Показатели достижения образовательного результата Диагностируемые проявления образовательного результата Готовность к постановке новых учебно- познавательных задач и проблем обнаружение недостаточности или неясности данных задачи, формулирование запроса на поиск недостающей информации определение границы собственного знания/незнания фиксация противоречия, вызванного несоответствием усвоенного способ действия и условий задачи установление собственных «дефицитов» в предметных способах действия/средствах отбор заданий для ликвидации «дефицита» и планирование их выполнения, определяя темп и сроки, выбирая уровень сложности заданий (мотивация) Готовность к решению новых учебно- познавательных задач и проблем направленность действий учащегося в ситуации новой задачи (направленность на систематический или хаотический поиск новых способов действия, на воспроизведение образцов и т.д.) определение последовательности действий для решения предметной задачи, осуществление простейшего планирования своей работы подготовка материалов, адекватных задаче, и грамотное использование их в решении поставленной задачи высказывание предположений о неизвестном, предложение способов проверки своих гипотез,

Показатели Диагностируемые проявления образовательного результата контрольно- оценочная самостоятел ьность определение причин своих и чужих ошибок и подбор из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки; самооценка и оценка действий другого человека на основе заданных критериев (параметров), формулировка адекватного общего вывода о правильности/ неправильности решения задачи на основании частных критериев определение критериев для оценки результатов действия критичное и содержательное оценивание хода предметной работы и полученного результата определение возможных ошибок при выполнении конкретного способа действия и внесение корректив в способ действия рефлексивный контроль за выбором способа и средства действия прогностическая оценка (перед решением задачи может оценить свои возможности) самостоятельное «регулирование» процесса учения без помощи взрослого; обращение для оценки другого только по запросу на внешнюю оценку самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы. принятие для себя решения о готовности действовать в типовых и нестандартных ситуациях определение готовности учащегося к предъявлению результатов учения (обучения) другим (учителя, сверстникам и т.д.) адекватность свободного выбора продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, выбор или создание критериев оценивания оформление достижений и результатов (и не только учебных) учащихся в форме «портфолио» и предъявлять на публичную оценку Учебная грамотность

Коммуникативная грамотность Показатели достижения образовательного результата Диагностируемые проявления образовательного результата Готовность действовать совместно с другими организация работы малой группы методом кооперации (распределение ответственности между всеми членами группы), сборка общего результата из работы отдельных членов малой группы соблюдение процедуры обсуждения внутри группы, фиксация и обобщение промежуточных результатов работы группы. умение представить результаты групповой работы, в том числе – подготовить публичное выступление с аудио-видео поддержкой владение социальными навыками коммуникации и кооперации Понимание точки зрения, отличной от собственной определение цели и адресата устной и письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности создание устных и письменных текстов, содержащих аргументацию за и против предъявленной для обсуждения позиции использование в своей речи (устной и письменной) логических и риторических приемов убеждения, приемов обратной связи с аудиторией гибкое изменение текста коммуникации в зависимости от реакции аудитории Готовность к координации разных точек зрения высказывание мнения (суждения) и запрос мнения партнера в рамках диалога, отношение к мнению партнера, углубление своей аргументации с учетом мнений партнеров определение областей совпадения и расхождений позиций, выявление сути разногласий, сравнительная оценка предложенных идей относительно цели групповой работы поиск путей разрешения содержательных конфликтов

Информационная грамотность Показатели достижения образовательного результата Диагностируемые проявления образовательного результата Грамотность чтения и письма информационных текстов воссоздающее понимание реалий (картин жизни), которые описаны в тексте: визуализация, отнесение отдельных единиц информации к реальности (например, отнесение термина к факту), связывание единиц информации в целостную картину рефлексивное понимание авторской логики (эксплицитной и подразумеваемой), отделение авторского сообщения от иной информации, не содержащейся в тексте и/или противоречащей тексту, критическое отнесение к авторским суждениям творческое понимание как способность переносить идеи текста на реалии, не описанные в этом тексте Знаково- символическая грамотность понимание информации, сообщаемой в различных формах – в тексте, графике, таблице, диаграмме, рисунке и т.п. создания сообщений с использованием различных форм представления информации (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация) создание текстовых и модельно-графических описаний объектов, явлений, событий, понятий и связей между ними Решение задач с применением ИКТ технологий планирование поиска информации, формулирование поисковых запросов, выбор оптимального способа получения информации выделение информации, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивание лишней информации обработка информации: преобразование записи устного сообщения в письменный текст, формулировка выводов из изложенных фактов, резюмирование, комментирование, иллюстрирование, преобразование в наглядную форму

Индивидуальный результат, но сопоставимость при оценке качества

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ЯЗЫКОВАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЗОЖ И БЕЗОПАСНОСТИ 1. Овладение образцовым способом действия со стороны его внешней формы 2. Освоение предметного отношения, лежащего в основе культурного способа действия 3. Включение способа в состав психологических ресурсов личности УРОВНИ Эврика, А.И., научный руководитель22

УЧЕБНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Для всех трех видов грамотностей в Концепции описаны диагностические проявления (индикаторы) под которые должны быть сделаны образцы диагностических заданий Эврика, А.И., научный руководитель23

осмысленное и ответственное построение личной жизненной траектории Социальное действие и моральное поведение Здоровье и безопасность Эврика, А.И., научный руководитель24

Структурные элементы Концепции системы оценки качества ООО Оценка индивидуальных учебных достижений Экспертная оценка содержания и реализации ООП Оценка образовательной среды Оценочная деятельность встраивается в учебную деятельность учащегося ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОСТИ В ВЫСТРАИВАНИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Формирование оценочной компетентности самого учащегося Эврика, А.И., научный руководитель25

Виды оценки индивидуальных учебных достижений Прогностическая оценка Мониторинговые исследования Оценка индивидуального прогресса Формирующее оценивание Итоговые интегрированные проектные задачи и события Оценка внеучебных достижений Итоговая аттестация Эврика, А.И., научный руководитель26

САМООБСЛЕДОВАНИЕ И ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА (ЭКСПЕРТИЗА) ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - достигнуты ли намеченные цели и задачи, - соответствуют ли условия и процессы подготовки учащихся требованиям, установленных в Федеральных государственных образовательных стандартах, запросам родительской общественности -достижения планируемых результатов освоения ООП -выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно- полезной деятельности, в том числе социальной практики; - работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества и проектно-исследовательской деятельности и т.д. Аккредитация Эврика, А.И., научный руководитель27

Требования к инструментарию оценки результатов качества образования учащихся ОШ Инструментарий уровня ученика Инструментарий уровня учителя Инструментарий уровня администрации - самооценка; - критериальная основа; - рефлексия; - действия ученика по запросу на экспертную оценку взрослого - формирующее оценивание - оценка индивидуального прогресса учащегося - стартовая оценка -итоговая оценка (комплексный и интегративный характер) -оценка рабочих программ Эврика, А.И., научный руководитель28

Требования к инструментарию оценки результатов качества образования учащихся ОШ - внешняя комплексная оценка образовательных учреждений, -мониторинговые исследования и итоговая (государственная) аттестация, - оценка условий реализации ООП и муниципального задания - мониторинговые исследования в определенных ключевых точках общего образования, по важным аспектам реализации ФГОС ОО; - итоговая (государственная) аттестация в 9-м классе; - государственная аккредитация ОУ; - аттестация педагогических кадров. Эврика, А.И., научный руководитель29

Требования к инструментарию оценки результатов качества образования учащихся ОШ проводятся международные и общероссийские мониторинговые исследования качества образования; - разрабатываются контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов; - разрабатывается и принимается нормативно- правовое обеспечение системы оценки качества основного общего образования. Эврика, А.И., научный руководитель30

Оценка качества общего образования: регулирование и осуществление деятельности на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях в разрезе контроля, оценки и надзора Лицензирование КОНТРОЛЬ РФРегионМун.-тОУ РегламентыГосударственная экспертиза -Самообследование на основе ЭПШ ОЦЕНКА -- Общественная экспертиза Комиссия при по приемке школ -- НАДЗОР -- Эврика, А.И., научный руководитель31

Оценка качества общего образования: регулирование и осуществление деятельности на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях в разрезе контроля, оценки и надзора Аккредитация КОНТРОЛЬ РФРегионМун.-тОУ Регламенты Государственная экспертиза; Анализ экспертных заключений; Вынесение решения об аккредитации; Распределение фонда развития качества -Самообследование на основе ЭПШ ОЦЕНКА -- Общественно- профессиональная экспертиза -- НАДЗОР -- Общественная экспертиза Эврика, А.И., научный руководитель32

Оценка качества общего образования: регулирование и осуществление деятельности на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях в разрезе контроля, оценки и надзора Итоговая аттестация 9-х и 11 –х классов КОНТРОЛЬ РФРегионМун.-тОУ Нормативные акты и координация ГИА-9 и ЕГЭ Сертификация независимых центров проведения ЕГЭ, ГИА-9 Работа независимых центров проведения ЕГЭ, ГИА-9 Нормативные акты и координация ГИА-9 и ЕГЭ ОЦЕНКА -- НАДЗОР -- Проверка работы независимых центров проведения ЕГЭ -- Эврика, А.И., научный руководитель33

Оценка качества общего образования: регулирование и осуществление деятельности на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях в разрезе контроля, оценки и надзора Аттестация учителей КОНТРОЛЬ РФРегионМун.-тОУ -- ОЦЕНКА -- Регламенты квалификационных испытаний Показатели Проведение квалификационных испытаний Присвоение квалификационных категорий -- НАДЗОР -- Оплата труда, увольнение Эврика, А.И., научный руководитель34

Оценка качества общего образования: регулирование и осуществление деятельности на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях в разрезе контроля, оценки и надзора Оценка услуг в рамках Г(М)З КОНТРОЛЬ РФРегионМун.-тОУ Регламенты, показатели -- ОЦЕНКА -- Оценка качества муниципальной услуги НАДЗОР -- Оказание услуги ООП Эврика, А.И., научный руководитель35

Спасибо за внимание! Эврика, А.И., научный руководитель36