Тропинин Василий Андреевич Подготовила ученица 8 « Б » класса Добрецова Анна Добрецова Анна
ТРОПИНИН Василий Андреевич ( ), русский живописец. В портретах стремился к живой, непринужденной характеристике человека ( портрет сына, 1818; « А. С. Пушкин », 1827; автопортрет, 1846), создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека из народа (« Кружевница », 1823). В. А. Т ропинин. « Автопортрет ». Около 1824.
ТРОПИНИН Василий Андреевич [19 (30) марта 1776, с. Карповка Новгородской губернии 4 (16) мая 1857, Москва], русский художник. Один из основоположников романтизма в живописи России. Родился в семье крепостных. Был крепостным сначала графа А. С. Миниха, затем И. И. Моркова. В учился в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком (последний тоже стал впоследствии видным мастером русского романтизма). В 1804 Морков вызвал молодого художника к себе; затем тот попеременно жил то на Украине, в селе Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца, обязанного одновременно выполнять хозяйственные поручения помещика. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Получил звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, в 1824 поселился в Москве. «Портрет А. В. Тропинина» (сына художника). Около 1818 года. Третьяковская галерея.
Раннее творчество Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме ( семейные портреты графов Морковых го и го годов, оба в Третьяковской галерее ), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения : модель является в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета (« Булахов », 1823; « К. Г. Равич », 1823; автопортрет, около 1824; все три там же ). Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года ( Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин ): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы « внимает музе », вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом.
Портрет и жанр Уже с раннего периода художник активно интересуется и бытовым жанром, создав большое количество рисунков и этюдов украинских крестьян. Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных «безымянных» картинах, самой известной из которых является миловидная «Кружевница» (1823, там же), подкупающая своим наивным и сентиментальным обликом; тип девушки из низов становится лирическим олицетворением Женственности как таковой, не теряя тонкой натурной убедительности. Тропинин не раз обращался к жанровому типажному портрету («Гитарист», 1823, там же; «Золотошвейка», 1825, Художественный музей Республики Коми, Сыктывкар), обычно повторяя такого рода композиции в нескольких вариантах (как и свои автопортреты).
В. А. Тропинин. «Портрет Булахова» Третьяковская галерея. В. А. Тропинин. «Портрет неизвестного из семьи Голицыных». Этюд, 1820-е годы.
В портретах х годов возрастает роль выразительной детали, в ряде случаев пейзажного фона, усложняется композиция, напряженней и экспрессивней становится колорит. Романтическая атмосфера, стихия творчества, предстает еще более наглядной в портрете «К. П. Брюллова» (1836, Третьяковская галерея) и автопортрете 1846 года (там же), где художник представил себя на эффектном историческом фоне Московского Кремля. При этом романтизм художника, не возносясь в эмпиреи, обычно остается камерным и умиротворенно-«домашним» даже там, где очевиден намек на сильное чувство, эротический мотив («Женщина в окне», чей образ был навеян поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», 1841, там же). Поздние произведения Тропинина (например, «Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е гг., там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, однако по-прежнему привлекают своей жанровой наблюдательностью, предвосхищающей страстный интерес к бытописанию, свойственный русской живописи 1860-х гг.. В. А. Тропинин. «Кружевница» год. Третьяковская галерея.
Важную часть наследия Тропинина составляют его рисунки, в особенности карандашные портретные наброски, выделяющиеся острой характерностью наблюдений. Проникновенная задушевность и поэтически-бытовой, гармонический лад его образов не раз воспринимались как специфическая черта старомосковской художественной школы. В 1969 году в Москве был открыт Музей Тропинина и московских художников его времени. В. А. Тропинин. «Портрет неизвестного в халате с трубкой». Эта картина необычна по своей стилистике, она выделяется среди бытовых портретов, написанных художником в е годы. Резкий боковой свет выявляет выразительные черты лица портретируемого и придает образу некую романтичность, свойственную более ранним работам Тропинина.
В. А. Тропинин. « Портрет купчихи Е. И. Карзинкиной в русском костюме » е годы. В. А. Тропинин. Ямщик, опирающийся на кнутовище е годы. Архитектор К. А. Тон. Портрет работы В. А. Тропинина.
Спасибозавнимание!!!