Многие из нас склонны с восхищением смотреть на успешных людей запада – жива еще вера в великую американскую мечту – успех с нуля. Между тем история предпринимательства в России просто пестрит примерами людей, путь к успеху которых был не менее сложным.
Традиции меценатства и благотворительности имеют глубокие исторические корни. Их география охватывает почти весь земной шар. Меценатство Меценатство - это состояние души человека. Современный меценат - это не тот, кто перечисляет деньги с сухим холодным расчетом. Меценаты - это люди, которые обладают огромной душевной любовью к своему народу и Отечеству.Они соучаствуют в жизни России, как это делали великие предки - Третьяковы, Шереметьевы. Их много. Они - наша гордость и наша история. Человек, творящий добро, оставляет в наследство добрые дела. Он имеет полное право на то, чтобы его имя было внесено золотыми буквами в нашу историческую память.
Особняк, в котором нынче расположен Дом приемов МИД РФ, знаменитый миллионер и меценат Савва Морозов купил для своей жены. Когда его не стало (то ли сам застрелился, то ли все-таки «помогли» большевики), Зинаида Морозова вскоре особняк продала. Причина панический страх: каждую ночь из кабинета умершего мужа раздавались шаги и покашливание, загадочным образом перемещались вещи… Кстати, Рябушинские, ставшие новыми владельцами дома, тоже не смогли в нем жить, уверяя, что им не давал покоя «дух Саввы».
"Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также обществу (народу) в каких- либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня всю жизнь". П.М.Третьяков Репин И.Е. Портрет П.М.Третьякова (Государственная Третьяковская галерея)
Семья П.М.Третьякова. Слева направо: Вера, Иван, Вера Николаевна, Михаил, Мария, Мария Ивановна, Павел Михайлович, Александра, Любовь. 1884
Третьяков вдохновился идеей устроить в Москве "Общественную картинную галерею", которая должна состоять из картин русских художников и быть исторической. В этом Павел Михайлович видел осуществление своего нравственного долга перед русским народом. Уже на склоне лет писал он: "Моя идея была с самых юных лет наживать капитал для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидал меня никогда во всю жизнь...». Третьяков подарил Москве здание современного театра МХТ и основал знаменитую галерею
История Третьяковской галереи начинается в 1856 году, когда 24-летний московский купец, владелец мануфактурных фабрик и крупного торгового дома Павел Михайлович Третьяков приступил к собиранию картин русских художников.
"Человека не стало, но остались дела его, которые пышно разрослись. Остался венец его жизни - "национальная народная" галерея, о создании которой он мечтал с молодых лет. Переданная им из рук в руки своей родине, она прославилась на весь мир и прославила и увековечила его имя - наша ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ" А.П.Боткина, дочь П.М.Третьякова(заключительн ые слова из книги "Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве")
Анна Петровна Боткина (р. 1854) дочь Третьякова П.М. и племянница известного врача Сергея Боткина.
Прохоровы - меценаты, основатели "прохоровского" ситца и владельцы знаменитой Трехгорки Василий Иванович Прохоров был сыном крестьянина из Троице-Сергиевой Лавры. Мальчиком его отдали учиться на пивовара, до 1771 года он работал приказчиком по пивоваренному делу. Став взрослым он оставил этот промысел и занялся ситценабивным промыслом.
Основатели Это было одно из первых текстильных предприятий в России, которое занималось тканями для населения. До этого выпускались ткани только на военные нужды, а остальные привозились из-за границы. Сначала мануфактура занималась нанесением рисунка на уже готовые ткани и только со временем фабрика обзавелась своим прядильным, ткацким и красильным цехом. То есть мануфактура развилась в предприятие полного цикла.
Большое внимание Прохоровы уделяли, как сказали бы сейчас, «социальной сфере». При прохоровском предприятии в Москве еще в 70-е годы прошлого века была создана больница, амбулатория, родильный приют, богадельня (дом престарелых), ремесленное училище, библиотека, театр.
Эскизы орнаментов прохоровских ситцев.
Н.П.Рябушинский Николай Павлович Рябушинский. Меценат, издатель роскошного журнала "Золотое руно", любитель прекрасного.Рябушинский спонсировал в тоже время приюты, больницы, помогал художникам и композиторам. Именно ему принадлежит фраза:"Богатство обязывает!"
До наших дней уцелела знаменитая вилла Николая Рябушинского «Черный лебедь», построенная для «шалого» магната архитекторами Г.Адамовичем и В.Маяновым: в будке вместо собаки сидел ручной леопард, а по саду разгуливали павлины и фазаны.
Степан Павлович Рябушинский вошёл в историю не только как предприниматель и меценат, но и как учёный и коллекционер, собиравший иконы. ОдниСтепан Павлович Рябушинский вошёл в историю не только как предприниматель и меценат, но и как учёный и коллекционер, собиравший иконы. Одним из первых он начал реставрировать иконы и доказал их художественно-историческую значимость. Рябушинский даже собирался открыть в своём особняке музей иконы. Вероятно, для этой цели предназначались комнаты на втором этаже, стены которых были обтянуты кожей.м из первых он начал реставрировать иконы и доказал их художественно- историческую значимость. Рябушинский даже собирался открыть в своём особняке музей иконы. Вероятно, для этой цели предназначались комнаты на втором этаже, стены которых были обтянуты кожей.
После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владение города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду. За эти годы были утрачены мебель и осветительные приборы, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора, находившийся в столовой. В 1931 году у особняка появился новый хозяин Максим Горький, вернувшийся из Италии. Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, лепнина дом на Малой Никитской не соответствовал вкусам писателя из народа. Горький не раз говорил о нём: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что». Горький прожил в этом доме всю оставшуюся жизнь, до 1936 года. Конечно, со времён Рябушинских убранство дома сильно изменилось. Мебель стала достаточно простой, без изысков. В помещении бывшей молельни невестка Горького устроила мастерскую живописи. А в 1965 г. её стараниями в доме был открыт мемориальный музей Горького.
Мамонтов Савва Иванович ( )
Отель «МЕТРОПОЛЬ» Одно из самых замечательных зданий в стиле модерн не только в России, но и во всём мире - Метрополь. Автором и инициатором этого проекта стал Савва Иванович Мамонтов. Он сыграл важную роль в становлении модерна в России.